LOADING

Type to search

Бесконечность Неизвестного

Истоки

Бесконечность Неизвестного

admin 18.02.2018
Share

Посмертно лейтенант Эрнст Неизвестный был награжден Орденом Красного Знамени. Похоронка пришла в дом деда и бабушки, бывшего белого офицера и баронессы –родителей его отца, прекрасного доктора, Иосифа Неизвестного.

Мать скульптора – биофизик, ученица Вернадского, ставшая известной детской писательницей, Белла Дижур, с детства учила будущего всемирно признанного творца не следовать за большинством и называла себя «мышкой, родившей гору». Так вот, отец сразу же поседел от похоронки , а мать не поверила, что ее мальчик погиб. И следом за печальным извещением появился и сам Эрик. На костылях с перебитым позвоночником после тяжелейшего ранения и нескольких операций. Он почти умер на операционном столе после ранения. Перед дверью в морг его бросили санитары из-за тяжести ноши. Он закричал от невыносимой боли . Его услышала и спасла медсестра. Так и было в его жизни. Он несколько раз почти умирал, но каждый раз возрождался с новой силой.

Вскоре уже учился в Рижской Академии художеств, а чуть позже московском Институте имени Сурикова. Вечерами он слушал лекции на философском факультете МГУ .

Удивительное жизнелюбие и мощная «божья искра» довольно быстро сделали Неизвестного известным. В 1955 году он член Союза художников СССР. Через два года за скульптуру «Нет ядерной войне» -лауреат V1 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. ». В то время проявилось его тяготение к «большому стилю» – подчеркнутая экспрессия и мощная пластика. 

В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую знаковой – «Мертвый солдат». Лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди вытянутой вперед сжатой в кулак рукой человека, последним жестом символизирующего движение вперед. В 1959 году он побеждает во всесоюзном конкурсе на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне. Известно, что его идеи стали основой великого Памятника «Родина-мать» в Волгограде. В его версии героиня-символ Родины была не с мечом, а с флагом…

Движение вперед было основным в жизни и творчестве художника. В 1962 году на выставке в Манеже, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный попытался объяснить Н.С. Хрущеву суть современного искусства. Вот что об этом эпизоде написал В.Аксенов в своем романе о шестидесятниках «Таинственная страсть»: «Столкновение искусства и партии произшло в конце экспозиции…Никита Сергеевич уже собирался покинуть мерзейшую антисоветскую выставку как вдруг увидел небольшие версии будущих гигантских фигур, задуманных мастером. И спросил: «К чему вы таким образом мерзопакостно выделяетесь из масс? Охарактеризовал его работы как « дегенеративные», спросил, почему так искажены лица советских людей и т.д. Скульптор же ответил: «В моем творчестве меня движет Революция. Революция родила великое авангардное искусство»… На что в конце этой встречи лидер партии и государства отметил, что этого художника «характером природа не обидела».

Диалог деятеля культуры и главного коммуниста стал мировым событием. Этот разговор сделал Эрнста сильно известным, но «закрытым» ваятелем. Несколько лет его официально не выставляли. Этот период укрепил его в том, что, по словам Э.Неизвестного, «у творца должен быть стержень. В 25 лет я был изгнан из изобразительного искусства и более 10 лет работал рядовым рабочим… был даже грузчиком соли на Трифоновском вокзале. Но если хочешь долететь до Парижа из Москвы, то надо сначала добраться до Луны».

«…После эпизода с Хрущевым-вспоминал Неизвестный- я на десять лет был выброшен из обращения как профессиональный художник. Правда, я умудрился поставить скульптуры в Риге и Крыму, но они были заказаны до 1962 года. Их просто перевели в камень и металл. Под своим именем мне в эти десять лет не удалось продать ничего. Но в качестве каменщика-скульптора я зарабатывал очень хорошо…»

Но известность мастера в Европе и США росла, его работы покупали коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием. Надо заметить, что Неизвестный по просьбе семьи Хрущева создал памятник на могиле Руководителя партии , ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, – отмечает искусствовед Н. В. Воронов, – быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с налетом «вождизма». Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая – черной…»

С уходом Хрущева на пенсию творчество Эрнста Неизвестного вновь становится официальным. Один за другим поступают государственные заказы. В 1966 году он создает декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте «Дружба народов», высотой 87 метров. Крупными работами в первой половине семидесятых стали : восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) , декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии 970 метров (1974), рельеф для Дома правительства в Ашхабаде.

Скульптуры «Орфей»,играющий на струнах своей души (этот образ сейчас является наградной статуэткой ТЭФФИ), и «Пророк»- своего рода пластические иллюстрации к размышлениям Неизвестного, стали эталоном современного искусства. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения». В 1970 г. Э.Неизвестный иллюстрировал книгу «Преступление и наказание». С конца шестидесятых его мастерская была центром притяжения для интеллектуальной элиты, для «аристократов духа», нашей страны. У него бывали философ Мираб Мамардашвили, физики Лев Ландау и Лев Капица, поэты Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, дети Микояна, Михалковы, послы и дипломаты, сотрудники КГБ и просто студенты. И всем у него было интересно и спокойно как дома. Он был открытым для всех человеком, что свойственно яркому гению. Вот что об этом сказал Эрнст в одном из интервью: «Ребенок всегда гениален. Он гений восприятия и пытливости. Постепенно перестает быть гением. Потому что в дверь въезжает комод и заслоняет окно. Он больше не видит солнца… Гений – это человек, который приобретя мужество и опыт, навсегда остался ребенком». Притяжение и влияние Неизвестного были неотразимы ни для кого. Поэтому совсем юная девушка – Дина Мухина, через какое-то время из числа гостей мастерской стала его женой, затем художником-керамистом.

И у них родилась дочь Ольга, также ставшая художницей. ( В 1976 они не захотели эмигрировать вместе со скульптором, а в США в 1985 году он женился второй раз на Анне Грэм, переводчице русского происхождения).

Одному из авторов текста, бывшему в семидесятые годы совсем юным журналистом АПН, посчастливилось в течение почти полутора лет быть гостем Неизвестного, слушать его рассказы и размышления, встречать

там талантливейших «шестидесятников». Вспоминается оптимистичная мудрость мастера и его слова о главном. Как-то он сказал: «Душа человека – бесконечность. Постоянное критиканство – плохое человеческое качество. Розовые очки- тоже глупо. В моих работах часто есть тема преодоления страданий. Нужно смотреть на жизнь так, чтобы от этого взгляда не протухла простокваша».

В это время и были сделаны снимки в мастерской Эрнста Неизвестного. На снимках присутствует еще одна гостья – художница Елена Елагина. Мастерская была на месте нынешнего спорткомплекса «Олимпийский». Небольшой домик ,заполненный потрясающими работами мастера. Сам Эрнст был просто радушным хозяином, который мог даже подарить свою гравюру. Ну, а что касается застолья – то тут все были равны.

В шестидесятые годы скульптор создал более 850 скульптур – это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. Но в начале семидесятых Эрнста вновь решили «причесать» и поставить в ряд мастеров соцреализма. Но мастер шел своим путем и на все уговоры власти отвечал творчеством поразительно талантливым, но несколько отличным от официального ряда. Тогда против него начали возбуждать уголовные дела, обвинять в валютных махинациях, в шпионаже.

…В 1976 году Эрнст Неизвестный покинул СССР, по его словам «из-за эстетических разногласий с режимом». Интересно, что когда он уезжал из страны, в его кармане было 60 долларов. Но он был глубоко уверен, что за границей его ждут слава и деньги. «Я приехал в Америку,- вспоминает Эрнст,- и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы – бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться». Результат – знаменитости, с которыми познакомил Ростропович, стали приходить в мастерскую к скульптору.
Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском – искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Как всегда, скульптор очень много работал в мастерской. Наряду со скульптурными работами Неизвестный создавал многочисленные графические циклы..

Много лет он работал над основным проектом жизни -«Древо жизни», замысел которого возник в 1956 году. По словам мастера , это- композиция, которая вбирает в себя самые разные тенденции и направления, существующие в искусстве, в науке и религии. «Древо жизни» — это сооружение, структура, в которой нет ни интерьера, ни экстерьера в обычном понимании. Это здание, внутрь которого нужно попасть. Внутри должны были быть различные произведения искусства: картины, скульптуры, барельефы и элементы реальной техники. Таким образом, «Древо жизни», если оно будет построено, станет музеем, который вберет в себя не только достижения искусства, но и технического прогресса. Так развивался во времени его замысел.

В 2004 году 7-метровая раскидистая бронзовая крона «Древа» появилась в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион» в Москве. В кроне христианское распятие и ленты Мебиуса, портреты великих деятелей Земли, в их числе Будды и Гагарина , сюжет изгнания людей из рая и эзотерические символы..В этой работе особенно проявился найденный гением баланс между реализмом, символизмом и экспрессионизмом.

 

В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. Интересно, что многие годы скульптор являлся зарубежным почетным членом Российской Академии художественного искусства.

Ему были вручены орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, орден Почета. В 2013 году в Екатеринбурге, в котором родился художник, был открыт первый в стране художественный музей Эрнста Неизвестного.

Скульптор поставил в Магадане – семнадцати метровую железобетонную «Маску скорби»-памятник жертвам сталинских репрессий. Отдал на создание памятника 800 тысяч долларов. Вот что сказал великий скульптор о своей школе жизни: «В прошлом меня научили мерить жизнь жизнью и смертью. И научили не искать роскоши, а благодарить Бога за то, что он дает возможность.. Маска скорби- дань памяти миллионов».
«Великих художников-атеистов не было.-говорит Эрнст Неизвестный- Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов. Единственное существо, которое вдруг возомнило, – это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает». Еще в одном из последних интервью, размещенном на сайте «Знаменитости», Мастер всем нам оставил напоминание: «В самом Апокалипсисе содержится обещание продолжения: Новая Земля – Новое Небо».

Материал подготовили Алла Сущинская и Игорь Сикорский, В основе текста воспоминания И. Сикорского о встречах и разговорах с Эрнстом Неизвестным. Эксклюзивные фото – Игоря Сикорского