LOADING

Type to search

Памяти командира и друга посвящается…

18.02.2018
Share

Текст:
профессор Александр  Портнягин,

Заслуженный военный лётчик, генерал-лейтенант Михаил Опарин

Трудно писать, а не писать нельзя… о безвременной кончине человека, который был в одном лице командиром, другом и великим патриотом. Скончался Петр Степанович Дейнекин, последний Главнокомандующий ВВС Советского Союза и первый Главнокомандующий ВВС Российской Федерации. Возглавлял нашу авиацию в переходный период, на рубеже коренной смены политической и экономической формаций, когда безвозвратно рушился могучий Советский Союз, и нарождалось в муках новое неведомое государство – Российская Федерация.

На боевом посту от курсанта до генерала армии Петр Дейнекин честно и беззаветно служил своему народу. По-другому и быть не могло. Родился в русской казачьей глубинке  в станице Морозовской Ростовской области. Отец, Степан Николаевич, работал учителем истории, директором школы. Во время Великой Отечественной войны был курсантом Борисоглебского авиационного училища летчиков, погиб в 1943 году при выполнении парашютного прыжка. Мать – Зинаида Михайловна, работала учительницей начальных классов.

Один из авторов этой печальной статьи познакомился с Петром Степановичем довольно неожиданно. В 2009 году в Театре-музее «Благодать» в г. Кисловодске отмечали 120-летие со дня рождения нашего гениального авиаконструктора Игоря Сикорского с открытием музейного зала и постановкой пьесы «Коснувшись неба». Эту весть писатель Николай Черкашин донёс до прославленных авиаторов генерала армии Петра Дейнекина, генерал-полковника Владимира Дейнеки и генерал-полковника Николая Москвителева.

Звездная плеяда заслуженных военных летчиков СССР придало воистину воздушное звучание большому празднику. И как-то просто и свободно началась наша дружба. Наверное, это свойственно таким людям как Петр Степанович, который, как магнит, притягивал к себе и харизматической сущностью, и ярким искрящимся юмором, и глубоким знатоком казачьей и мирской жизни. Кстати, в этом созвездии друзьями «Благодати» ещё раньше стали Заслуженные военные летчики России генерал-лейтенант Михаил Опарин, автор этой статьи, а также генерал-лейтенант Анатолий Жихарев. Они вошли в наш духовный музейно-театральный мир вместе их очаровательными жёнами.

Дружба с Петром Дейнекиным была отмечена многими совместными мероприятиями: работой над двухтомником, посвященном 100-летию Дальней авиации России, продолжительной борьбой за то, чтобы поставить памятник Игорю Сикорскому в Петербурге, визитами в студии известных скульпторов, посещением православных храмов и монастырей, кладбищ и мемориальных захоронений, дружеских застолий по случаю знаменательных дат. Когда в Петербурге архимандрит Сергий Стуров открывал памятник Николаю Второму и Александре Фёдоровне мы с Петром Степановичем и сыном великого Сикорского Николаем Игоревичем Сикорским были приглашены на торжественное мероприятие.

Вспоминается празднование 75-летие Петра Дейнекина, собравшего под сводами одного из залов Театра Российской Армии двести пятьдесят его преданных друзей генералов и адмиралов, космонавтов и простых гражданских лиц, таких как автор этой статьи. А на следующий день ещё в более узком кругу Нина Васильевна, верный спутник Петра Степановича, мать его троих детей, принимала нас в их уютной московской квартире, освященной духом авиации.

Николай Сикорский испытывал особое чувство уважение и даже преклонения перед выдающимся военачальником. Петр Степанович не оставался в долгу перед именем гениального авиаконструктора и стремился показать его сыну, как высоко ценят отца русской Дальней авиации, а главное, помнят и чтут его великий вклад в русскую авиацию, опередившую в свое время все страны мира. И снова Театр-музей «Благодать» становится место знакомства двух замечательных людей.

Невозможно забыть нашу совместную поездку в Петербург, где мы вместе с Николаем Сикорским отметили историческую дату – 13 мая 1913 года, 21 час 15 минут. Именно в эти минуты абсолютно ровно 100 лет назад Игорь Сикорский поднял в воздух с военного аэродрома Петербурга первую в мире четырехмоторную машину «Русский витязь», прообраз самолета «Илья Муромец». Ещё более удивило Николая то, что Петр Степанович привел нас на Измайловский проспект в точку, откуда указал на Пулковскую обсерваторию и сказал, что вот по этой линии «Русский витязь» совершил свой первый полёт. Не забыл Петр Степанович показать нашему заморскому гостю многие места в Петербурге, связанные с незабываемой историей города-героя и его защитников в период Великой Отечественной войны.

В один из приездов Николая Игоревича мы посетили с Петром Степановичем Новодевичье кладбище, которое, как оказалось, наш прославленный генерал, Герой России, знал досконально. Не раз я бывал в этом хранилище отечественной истории, но никогда не знал и толики того, что нам поведал наш друг. Отъезжая от ворот кладбища, Пётр Степанович, убедившись, что вокруг ни одного гаишника нет, «нечаянно» пересёк сплошную линию дорожной разметки. И здесь генерала не покинуло чувство юмора. На замечание стража порядка, который возник неизвестно откуда, Дейнекин Петр Степанович, ещё не показывая водительских документов, ответил вопросом: «А Вы знаете, в честь кого Ваша организация названа ДПС?». И здесь же назвал свою фамилию, имя и отчество – ДПС. Офицер был уже не молодым человеком и сразу понял о ком и о чём идёт речь. Отдав честь нашему Петру Степановичу, он с миром отпустил нас восвояси.

На лихом мерседесе главкома мы попали в Монино в Центральный музей ВВС России. И здесь непревзойденный рассказчик Петр Дейнекин профессионально и увлекательно погружает нас в историю русско-советской авиации, переходя от одного самолёта к другому. И вдруг. О, чудо! Перед нами во весь свой масштабный гигантский размер возникает не какое-то видение, а реальное воплощение самолёта «Илья Муромец», гениальное детище русского человека, прозванное западной пропагандой, не верившей ни во что русское, «Петербургской уткой». Николай Сикорский был на седьмом небе от счастья.

Пётр Дейнекин ревниво относился к сохранению лучших традиций советской авиации, выступал за восстановление авиационных училищ, твердо стоял за создание собственных кадров и против зарубежных лётчиков-временщиков, боролся против тех, кто стремится уничтожить отечественное самолётостроение. После катастрофы самолёта Як-42 с хоккейной командой на борту, бывший в то время президент России Медведев заявил: «Если мы не умеем делать сами самолеты, то давайте покупать иностранные». Так оно и вышло – мы покупаем машины, построенные за рубежом для того, чтобы возить наш народ, который не заслуживает иметь собственные отечественные самолеты. Сколько сил и здоровья потратил Петр Степанович, чтобы этого не случилось, чтобы не случилось и многое другое, что разрушает нашу авиационную промышленность, сводит на нет подготовку военно-воздушных кадров и летчиков гражданской авиации. Разве здравомыслящий политик не прислушался бы к голосу разума, разве руководитель, который по своей должности должен защищать интересы страны, не посоветовался бы с истинным патриотом, для которого имя Россия также дорого, как для сына дорого имя мать.

Так уж повелось на Руси, что «о покойниках говорят только хорошо или ничего», или – «о покойниках говорят только правду».  Дейнекин, как все великие люди, был сложным человеком. Остро ощущал несправедливость и люто ненавидел своих врагов. Был строгим и требовательным как к себе, так и к своим подчиненным,  добрым и заботливых в отношении своих единомышленников. Конечно же, профессионалом в летном деле, ставя всегда мастерство на первое место. Закончив спецшколу, а затем летное училище, прошел в своей летной карьере от пилота Ту-104 гражданской авиации до правого летчика-помощника командира корабля Ту-16 Дальней авиации (ДА). Далее – стремительный взлёт до  командующего ДА и Главнокомандующего Военно-воздушными силами страны. Петр Степанович освоил все типы тяжелых воздушных кораблей, стоящих на вооружении ДА России. И не только. Он также «обуздал» американские самолёты: стратегический бомбардировщик Б-52 и боевой самолёт четвертого поколения Б-1Б. Мне, прошедшего по его стопам и получившего позже опыт полетов на этих же типах самолетов, было приятно слышать хвалебные отзывы о моем Главкоме.

Во многих делах и начинаниях, связанных с развитием  ВВС России, Дейнекин был лидером. Это он пилотировал стратегический ракетоносец Ту-160 над Поклонной горой в Москве, открывая воздушный парад в честь 50-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Это он открывал воздушный показ авиации 12 августа в этом году в честь 105-й годовщины образования ВВС России над парком «Патриот», пилотируя американский самолет Дуглас времен Великой отечественной войны. Такие самолеты США поставляли в СССР по договору Аляска-Сибирь.
И кто знает, может, он уже тогда попрощался с небом навсегда. А может быть, 18 августа, когда после своего выступления об истории создания ВВС в начале прошлого века, Петр Степанович на банкете в Кремлевском дворце подошёл к каждому столу и горячо по-отечески поздравил нас летчиков-ветеранов с праздником.

Уже позже 19 августа, возвращаясь с авиационного праздника в г. Энгельс, мы узнали, что несколько часов назад Петра Степановича не стало. Мы поняли,  ведь он с нами уже попрощался. Страшное известие потрясло нас до глубины души. Я не верил в случившееся, ведь еще вчера мы были вместе. Как сказал наш глубокоуважаемый командующий ДА Василий Васильевич Решетников: «он не уберегся, а мы его не уберегли».

Сам праздник – День Военно-воздушных сил – был создан по инициативе Дейнекина. В мае 2006 года Петр Степанович добился распоряжения  за подписью Президента РФ Владимира Путина о праздновании знаменательной даты. Это было связано с указом императора Николай II о создании в 1912 года первой авиационной части при Главном управлении Генштаба. Теперь ежегодно 12 сентября мы отмечаем День ВВС, о чем регулярно писал в своих статьях наш безвременно ушедший командир и боевой товарищ. «Дейнекин день», как в шутку, за глаза, называют эту дату наши лётчики.

27 сентября, согласно православному обычаю, мы отметим 40-ой день со дня смерти Петра Степановича. Соберемся на его могиле в г. Мытищи на мемориальном кладбище, постоим на поминальной службе в православном храме, посидим в трапезной и вспомним добрым словом замечательного верующего человека. Пётр Степанович всегда был православным человеком и никогда не скрывал этого.

Память о Дейнекине П.С. навсегда останется в нашем сознании. Потомкам о нем будет напоминать стратегический ракетоносец Ту-160,  на борту которого решением Военного совета Воздушно-космических сил будет написано его имя «Пётр Дейнекин». Совет ветеранов ДА принял решение об увековечении его памяти, ходатайствуя перед руководством г. Москвы о том, чтобы назвать одну из улиц его именем, а на доме, где он проживал, повесить памятную доску.

Вот таким был и остается в наших сердцах и памяти дорогой нам Пётр Степанович Дейнекин.

Предыдущая статья
Следующая статья