LOADING

Type to search

Первому маршалу России

Игорь Шумейко 18.02.2018
Share

Текст: Шумейко Игорь

Хорошо, что большая часть России понимает, благодаря чему в самые «лихие 90е» страна сохранила свою независимость. И каждое новое действо США, НАТО, вроде «Обыска Ирака» на предмет наличия ядерного оружия, или Международных симпозиумов «О демократии» в Ливии, «О национальном вопросе» в Югославии, только заставляют повторить: спасибо старому советскому «ракетно-ядерному щиту».

Важно помнить и поименно главных наших «щитоносцев», тех благодаря кому этот щит сыграл свою историческую роль. 20 апреля исполнилось бы 75 лет Маршалу России И́горю Дмитриевичу Сергеееву Главкому Ракетных войск стратегического назначения в 1992-1997 годах, Министру обороны в 1997-2001-м. 18 апреля Клуб военачальников РФ посвятил первому и единственному маршалу Российской Федерации Игорю Сергееву – военно-историческую конференцию, прошедшую в Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Справка. Клуб военачальников Российской Федерации создан в 2005г при поддержке Президента Российской Федерации и руководителей силовых структур. Клуб объединяет высшее оперативно-стратегическое звено военной организации России, более 2.000 действующих и находящихся в запасе и отставке высших офицеров Министерства обороны, МВД, ФСБ, СВР, МЧС.

Президент Клуба военачальников РФ, генерал армии Анатолий Сергеевич Куликов открыл конференцию, обозначив главные направления изучения наследия маршала Сергеева, выразил уверенность, что многие историки еще посвятят работы одному из героев сложнейшего периода в жизни России.

Игорь Дмитриевич родился в семье простого донбасского шахтёра. В Макеевке окончил среднюю школу. Представители этого украинского города на конференции показали кадры хроники: как радостно встречали они вместе с Виктором Януковичем гостя — земляка, экс-министра обороны России. Как гордятся они сегодня его памятью, назвав именем маршала Сергеева школу.

Донбасский парень мечтал о море, поступил в военно-морское училище, но вскоре весь курс — обычное тогда дело, перевели в ракетчики. Игорь Сергеев полюбил новую стезю, прошел все ступени от начальника отделения проверки ракет до Главкома. Принял этот «Щит» в 1992м году. Офицерам, выполнявшим самую наверно сложную и ответственную в мире работу, державшим в боеготовности ядерный потенциал страны по 4 месяца не выдавали денежного довольствия. И кто поверит, особенно вспомнив тогдашний моральный прессинг в отношении российских военных, такие фамилии как Козырев — что это был вопрос только нехватки денег? Проявив чудеса стойкости наши РВСН выстояли в 1990е, а Игорь Сергеев был назначен Министром обороны — первым в истории из числа ракетчиков. Считалось, что это особый, сугубо «технический» род войск, а министром должен быть «общевойсковик».

Как потянул эту работу маршал Сергеев на Конференции рассказал генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов, ныне Президент Академии Геополитических проблем, а в те годы начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ.

Важным испытанием для всей оборонной отрасли России стал конфликт 1999года по поводу операции НАТО в Югославии. Два момента запомнились стране и миру: разворот над Атлантикой самолета премьера Примакова, отменившего визит в США, и тот самый

«Марш-бросок на Приштину», до сих пор называемый «последней удачной операцией Вооруженных сил России»… Называемой так с оговорками: последней по времени, или лучше — «крайней», но в общем ставшей важным моральным знаком для возрождающейся страны. Россия тогда впервые смогла возразить и правоту нашей точки зрения на косовский конфликт и бомбежки Югославии, сегодня признает почти весь мир. А российская армия, один батальон ВДВ под командованием Юнус-бека Евкурова (ныне президента Ингушетии) совершил форсированный 600километровый марш и взял под контроль Международный аэропорт Приштины. Наши и НАТОвские войска навели друг на друга оружие, были на волос от боестолкновения, но в итоге британский генерал Майкл Джексон  сказал, что не собирается начинать Третью мировую войну и уступил. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк и приказывал отбить аэродром.

Генерал Ивашов, том числе в беседе с автором этих строк уже рассказывал о подробностях той операции, но на Конференции он впервые подробно рассмотрел её – глазами Министра обороны маршала Сергеева. Сразу после бомбежек Минобороны разорвал все контакты с НАТО, все налаженные каналы связи, взаимооповещения. И повисшая абсолютная «тишина» неизвестность в отношении действий ядерной державы стали фактически ударом по нервам, точнее по всей политической структуре НАТО:

— Это не было авантюрой. Мы просчитали всевозможные шаги, убедились, что до заседания Совета НАТО он не ударят по нашему приштинскому батальону. Маршал Сергеев проявил себя выдающимся военным дипломатом. Был оставлен канал неофициальной связи через… немецких генералов, обозначили пункты, где Россия не уступит, и в итоге выиграли «войну нервов». Главная стратегическая точка в Приштине осталась за нами.

Я бы сказал: маршал Сергеев и генерал Ивашов удачно использовали опыт, накопленный именно немецким генералитетом еще за 55лет до приштинских событий 1999года.

На посту Главкома РВСН и министра обороны маршал Сергеев провел важнейшие реформы, пересоздавшие оборонную структуру России в новых условиях. Объединил в единый вид Ракетные войска стратегического назначенияВоенно-космические силы и противоракетную оборону. Так же интегрировал ВВС и ПВО в единый вид Вооружённых сил, объединил Сибирский и Забайкальский военные округа. Уменьшив количество дивизий в Сухопутных войсках, создал компактные, мобильные группировки, 10 соединений высокой боеготовности, оснащённых новыми системами управления.

Гигантская работа сопровождалась и конфликтами, в том числе громким, публичным с тогдашним начальником Генерального Штаба  Квашниным, считавшим, что Россия могла бы поддерживать эффективный ядерный паритет с США даже после сокращения количества наземных стратегических ракет с 750 до 150. Важным делом жизни маршала Сергеева стало принятие на вооружение ракетных комплексов «Тополь-М».

Участвовавшая в Конференции вдова Тамара Александровна рассказала о прекрасном семьянине Игоре Дмитриевиче Сергееве, любителе классической русской литературы. Сослуживцы о бескорыстном человеке, «когда-то пришедшем в войска в школьной рубашке, и ушедшем в шинели».

Предыдущая статья
Следующая статья