LOADING

Type to search

Афганские судьбы

Игорь Шумейко 30.12.2019
Share

В декабре 1979 года было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. Вряд ли 40 лет назад наши люди вплоть до самых высших руководителей представляли, сколь особое место в истории СССР займет одна из дюжины сопредельных стран — Афганистан. Вряд ли кто мог предугадать и срок действия там знаменитого «ограниченного контингента» наших войск.

 

Председатель Союза писателей России Николай Иванов принимал участие в боевых действиях, а потом долгие годы изучал архивные материалы, беседовал с ветеранами, высшим командованием советской армии, в т. ч. маршалами Советского Союза С. Ахромеевым и Н. Огарковым, руководителями спесслужб СССР. Его афганские исследования воплотились в серии документальных публикаций и художественных книг («Шторм начать раньше»).

Но, наверно более всех удивился бы тогда, в 1979 г., советский офицер Валерий Кузнецов, если бы кто ему сказал, что и через 40 лет он будет приезжать в эту страну, чтобы проводить сложные переговоры о возвращении на Родину останков наших бойцов, лежащих до сих пор в скалах и песках Афганистана, выяснять имена, судьбы «пропавших без вести».

Валерий Кузнецов прослужил в армии 31 год. «Выполнял интернациональный долг» в автомобильных войсках. По окончании службы создал Ярославскую общественную организацию ветеранов боевых действий «Доблесть, Отвага и Честь», объединяющую всех добровольцев, воинов-интернационалистов, сражавшихся в войнах, конфликтах, «горячих точках» с 1946 года до наших дней.

В. Кузнецов

— Валерий, в этом году 40 лет с момента ввода советских войск в Афганистан, на днях вы вновь летите туда. Но ведь кроме исполнения священного и скорбного долга, ваша миссия даёт и бесценный опыт общения со многими афганцами, в том числе с бывшими противниками. Сохранение памяти и осмысление истории идёт рука об руку?

— Да, поиск захоронений, возврат останков, выяснение сведений о «без вести пропавших» связаны с огромным числом встреч, знакомств, переговоров с афганцами самых разных социальных слоев. Сегодня контакты пополняют опыт, дают лучшее представление о народе.

В 2014 году наши ветераны во главе с Вячеславом Некрасовым установили и открыли в Кабуле на старом английском кладбище (сейчас это международное интернациональное кладбище) Мемориальный комплекс погибшим при выполнении интернационального долга в Афганистане. С 2014 года наша организация ветеранов сотрудничает в Афганистане с главным поисковиком Александром Лаврентьевым.

А. Лаврентьев

— Валерий, вы водили автомобильные колонны, встреч с афганцами было, наверно, много? Поделитесь воспоминаниями.

— Случай декабря 1982 года. На перевале Саланг увидели стоящий на обочине автобус, в котором было очень много детей, женщин и стариков. Водитель жестикулировал, просил помощи. Хоть инструкция и запрещала останавливаться вне установленного графика, но там люди замерзали! Причина неисправности автобуса: замёрзло топливо в трубопроводе. Оказали помощь, убедившись, что автобус двинулся, продолжили выполнять свою задачу. По прошествии нескольких месяцев в Хинджане, пока мы стояли на диспетчерском пункте, ко мне подошёл бача (друг), отозвал в сторону, предупредил, что нашу колонну ждёт засада в Самангане. Я доложил, оказалось не зря. При подходе к Самангану застали протекающий бой.

Мне повезло встречаться с хорошими афганцами, и я получал взамен тоже добро. По прошествии более тридцати лет я опять оказался на Афганской земле и встретил там же, в Хинджане, водителя того самого автобуса.

В Афганистане всё делается обязательно через посредника, которого ты знаешь, с кем сотрудничаешь десять или более лет. Обязательные бакшиши для участников противоборствующей стороны — тут именно: «дело тонкое»! Нельзя сказать, что они продают останки, но есть масса нюансов: там заминированное поле, там надо заплатить знающему проходы и т. д. Омари Дадулла Хамза в прошлом главный контрразведчик, а в настоящем посредник в проведении поисковых экспедиций на территории Афганистана и за его пределами, прекрасно владеет обстановкой, лично знаком с большим количеством бывших полевых командиров, воевавших против нас. В экспедиции 2017 г. я разговаривал с Залмай Виса, губернатором провинции Кандагар, в 2018 г. — с известным бывшим противником Гульбеддином Хекматияром. Основная тема: возможная помощь в поиске пропавших без вести и освобождении советских военнопленных, находящихся на территории Пакистана в лагере, подконтрольном Хекматияру. Он проявил себя гостеприимным хозяином, знатоком внутренней политики Афганистана, высказал убеждение в необходимости скорейшего вывода американского воинского контингента.

Н. Иванов в Афганистане 1982 г.

— Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов очень подробно, даже тепло говорил о мирных встречах с Ахмад Шахом Масудом и передавал такие его слова: «Да Советский Союз был звездой для нас! Мы видели, знали, сколько там выходцев из мусульманских регионов становились знаменитыми людьми. Учёными, военачальниками, писателями».

— А мне в 2014 году довелось побывать в Панджшере на месте захоронения Ахмад Шаха Масуда. Нас встречали бывшие полевые командиры, сражавшиеся вместе с Панджшерским львом. И в беседе с нами они тепло отзывались о смелости наших парней, воевавших против них в период пребывания ОКСВА. Говорили, что шурави — достойные противники, которых они уважают до сих пор. И сейчас они гордятся, что встретились с нами в Мавзолее, где захоронен Масуд. В Книге отзывов в Мавзолее, много написано примерно так: «Достоин почестей достойный сын Афганистана». Я разговаривал с Русланом Аушевым о Ахмад Шахе Масуде и Руслан Султанович сказал: «Масуд достоин уважения за исполненные клятвы».

В общем, сегодня «Афганские даты» — не формальные отметки: сбережение Памяти, установление новых контактов в этом важном регионе мира.

Tags:

Вам также может понравиться

Leave a Comment

Next Up