LOADING

Type to search

Национальные сокровища России

Россия моя

Национальные сокровища России

Editor 19.04.2020
Share

Совсем недавно в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца завершила свою работу уникальная выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля». Посвящённая одному из важнейших направлений музейной деятельности, скрытому от посторонних глаз, экспозиция раскрыла секреты кропотливого труда кремлёвских реставраторов.

Отдел реставрации музея был создан в 1963 году, и уже более полувека его высокопрофессиональные специалисты заняты бережным восстановлением экспонатов, чтобы обеспечить их сохранность для будущих поколений. Выставочный проект «Хранители времени» представил широкой общественности результаты кропотливой работы реставраторов, выполненной за последние годы. В Музеях Московского Кремля хранится уникальная коллекция государственных регалий, часть которых была отреставрирована. Многие из них долгое время находились в запасниках и были впервые представлены широкой публике на выставке. Кроме того, все экспонаты войдут в состав постоянной экспозиции строящегося музея на Красной площади, филиала Музеев Московского Кремля. На выставке демонстрировались уникальные экспонаты государственные регалии, личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы, великолепные изделия работы русских и западноевропейских ювелиров, относящиеся к разным историческим эпохам и стилям с XV по XX столетие. В реставрации этих предметов принимали участие мастера разных направлений: специалисты по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи. Их творческий подход и выверенная точность работы позволила не просто снять патину времени с музейных памятников, но и зачастую подарить им вторую жизнь: вернуть почти утраченный облик, обрести имя автора, вписать вещь в конкретный исторический контекст, связать её с выдающейся личностью или значимым событием нашей истории. Профессиональная реставрация — важный фактор сохранения национального культурного и исторического наследия. В Успенской звоннице были размещены произведения, имеющие отношение к парадному государственному церемониалу, оружие, конское убранство, а также работы лучших западноевропейских мастеров из казны московских правителей, в том числе роскошные алмазные венцы братьев-соправителей царей Ивана и Петра Алексеевичей Романовых, корона императрицы Анны Иоанновны, ренессансный итальянский шлем, шпалера французской работы из серии «Музы» и другие памятники, ярко отразившие образ русской и западноевропейской придворной культуры разных эпох.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца экспонировались редкие артефакты из кремлёвских храмов и монастырей: иконы, произведения церковного шитья, драгоценная утварь храмовых ризниц. Особую гордость музейных работников вызывает результат многолетней сложнейшей реставрации жемчужины музейной коллекции иконописи — иконы «София Премудрость Божия» первой половины XV столетия. Сегодня наш рассказ о процессе реставрации деревянной резной иконы конца XVII века «Богоматерь Страстная» из Оружейной палаты, который осуществлялся с 2007 по 2013 год А. Н. Гусевым. В собрании русской деревянной скульптуры Музеев Московского Кремля, насчитывающей более восьмидесяти произведений, московскими резчиками XVII столетия были выполнены всего семнадцать памятников. Большая их часть создана мастерами придворной Оружейной палаты второй половины XVII века для дворцовых кремлёвских храмов. Наряду с работами, приписываемыми исследователями таким знаменитым резчикам, как Клим Михайлов и старец Ипполит, не менее интересны рельефы, авторы которых остаются неизвестными. В процессе шестилетней кропотливой реставрации горельефному образу Богоматери Страстной, старейшему памятнику резьбы по дереву, был возвращён его первоначальный облик.

Почитание в Москве этого образа, включающего изображение слетающих к Марии с Младенцем ангелов с орудиями Страстей, связано с перенесением в 1641 году в столицу из нижегородских земель по велению царя Михаила Фёдоровича Романова чтимого списка подобной иконографии. На месте его встречи в Москве у Тверских ворот был возведён храм, а в 1654 году основан Страстной девичий монастырь.

Примерно 1547 годом датируются сведения об иконе Богоматери Страстной, чудесным образом сохранившей дом своего владельца в Китай-городе во время сильных пожаров, уничтоживших практически всю Москву. Тогда по велению царя Ивана Грозного этот образ был принесён во дворец и прославился чудотворениями, а позже по царскому указу поставлен в церкви Зачатия святой Анны, недалеко от места, где свершилось чудо спасения от огня.

Интересно, что среди известных списков иконы Богоматери Страстной несколько являются скульптурными резными по дереву рельефами. Один из них происходит из часовни Страстной иконы Божией Матери в Коломне и ныне находится в церкви Богоявления в Гончарах в этом же городе, а три были созданы в конце XVII начале XVIII века и сейчас хранятся в Музеях Московского Кремля.

Особую ценность среди этих трёх икон, без сомнений, представляет горельеф, относимый авторству мастеров Оружейной палаты, что подтверждается историей его обретения: в начале 20-х годов прошлого века образ был найден Николаем Померанцевым в «рухлядной кладовой» колокольни «Иван Великий» в Кремле.

Реставратор святыни Антон Гусев создатель нескольких авторских методов по работе с деревянной основой икон. Он отмечает, что икона «Богоматерь Страстная» поступила на реставрацию с ослаблением связи красочного слоя с основой и его обильными утратами. Сама деревянная основа не сохранила целостность, имела повреждения и изменения. Для консервации пострадавших участков разной площади потребовался целый комплекс сложных методов и многоэтапных реставрационных работ, которые вернули святыне первоначальный облик. Теперь и простые посетители, и верующие имеют возможность познакомиться с религиозным памятником, являющимся культурным наследием России. Экспозиция выставки, представляющая лучшие образцы собрания музея, возрождённые реставраторами высочайшей квалификации, несомненно, была интересна как профессионалам, так и самому широкому кругу посетителей. Этому в значительной степени способствовала насыщенная мультимедийная программа, позволившая составить пред­ставление о процессе работы музейных реставраторов разных специальностей. Профессиональная реставрация, без преувеличения являющаяся высококлассным мастерством и искусством, побеждающим время, важный фактор сохранения национального культурного наследия. Выставка «Хранители времени: реставрация в Музеях Московского Кремля» помогла раскрыть разные аспекты этой сложной профессии и стала ярким событием не только в жизни музея, но и в культурной жизни Москвы.

Tags:

You Might also Like

Leave a Comment