LOADING

Type to search

Школа уже не будет прежней

Илья Стариков 19.04.2020
Share

Школа — фронтир, подвижная граница, рубеж передний край общества. Все проблемы и противоречия, достижения и победы большого, взрослого мира так или иначе отражаются в маленьком мире школьной действительности. Понятно, что с разных сторон их несут в школу и учителя, и ученики. При всей панической заботе, которой в современном мире окружены маленькие человечки, школа — не заповедник, и она неотделима от остального мира.

 Легко и приятно рассуждать о плюсах и минусах классно-урочной системы, о необходимости воспитания в школах, вообще о необходимости школьного образования и возможном переходе на сугубо домашнее или онлайн обучение. Но что делать, когда это гипотетическое и далеко не всеми одобряемое будущее наступило, причём не постепенно, шаг за шагом эволюционируя от формы к форме, а внезапно, как гудок вылетевшей на пустынную улочку машины.
Решительные меры по борьбе с эпидемией коронавируса дали и кризис, и волю, и нужный градус общественного мнения для моментального перехода на дистанционное образование. Школы в экстренном порядке закрываются, учителя в спешке осваивают невиданные доселе методы, родители в панике пытаются придумать с кем оставить детей, а последние радуются дополнительным каникулам или переживают за, несмотря ни на что, грядущие экзамены. Но никто не возмущается — эпидемия же.
Накопившие критическую массу цифровые технологии предлагают два основных решения для дистанционного обучения. Во-первых, это средства связи и видеоконференций — Skype, Zoom и им подобные. По существу, это предполагает простой перенос традиционного урока в онлайн, с той лишь разницей, что компьютер, который до этого в обычном классе был дефицитом, становится связующим звеном и главным орудием обучения.
Плюсы очевидны. Во-первых, появляется мгновенный доступ к любому контенту, возможность разнообразить познавательную деятельность, внедрять инструменты текущего оценивания Kahoot, Mentimeter или Padlet, позволяющие буквально в пару кликов опросить весь класс — теперь не скроется никто. Во-вторых, это уже готовые курсы вроде Foxford, Учи.ру или Яндекс.Учебник. Видео, тексты и тесты, готовые уроки — включай и наслаждайся. Из бонусов можно отметить структурированность и скорость (курсы-то уже готовые).
Минусы тоже очевидны — неподготовленность учителей и учеников к подобной работе, море интернет-соблазнов, отсутствие полноценного контроля и, конечно, техническое несовершенство — слабые компьютеры и медленный интернет — способны поставить крест на этом начинании. Невозможность учителя влиять на процесс и поддерживать ученика, несогласованность учебных программ. Качество готовых курсов не всегда дотягивает до нужного уровня, наконец, предоставление полного доступа на платной основе.
Итак, цифровые технологии в сговоре с вирусами взяли школу за горло — теперь, чтобы выжить, она просто обязана измениться.
Нужен качественный скачок, нужны отечественные разработки, новая цифровая поросль, привитая могучим древам знаний. Цена изменений стандартная — выход из зоны комфорта, тревожность, неуверенность, на первых порах пробуксовка и снижение качества знаний. С другой стороны, простота готовых решений может соблазнить многих и в конечном счёте разрушить древнюю, почти сакральную связь учитель — ученик.
Идеальный выход из кризиса — обновление. От учебного года осталась всего одна коротенькая четверть — как раз успеть попробовать и обкатать новые обязательные возможности цифрового образования.
Школа — фронтир, подвижная граница; она меняет мир, и мир меняет её. Никто не знает, что готовит день грядущий, но совершенно ясно — после карантинной терапии, после суматохи экзаменов, после рефлексии летних каникул, в новом учебном году школа не будет прежней.

Tags:

Вам также может понравиться

Leave a Comment

Next Up