Патриотизм — поиск друзей для своего народа
Share
Наш гость Владимир Зорин — доктор политических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, признанный эксперт в области межнациональных отношений. В разные годы возглавлял комитет по делам национальностей Государственной думы, в ранге министра Российской Федерации курировал национальную политику, работал в разных федеральных округах и регионах страны, объездил всю Россию.
— Владимир Юрьевич, Вы много лет занимаетесь межнациональными отношениями, расскажите, пожалуйста, о своём опыте в этой важной области государственной политики.
— Так сложилось, что с межнациональными отношениями я сталкивался практически всю жизнь. Родился в Виннице, в школу пошёл в Полтаве, закончил школу в Бузулуке Оренбургской области, потом 26 лет учился и работал в Узбекистане и вот уже почти 27 лет живу в России. Обычная биография людей советского поколения. Все регионы, где я жил на протяжении этих лет, были многонациональными и поликонфессиональными. Это была школа дружбы народов или, как сегодня говорят, межкультурного диалога и межкультурных коммуникаций. Да, бывали и конфликты, и недоразумения, но их старались обращать в добрые и безобидные шутки, а споры зачастую разрешались миром и согласием. Позже, когда я стал работать в Узбекистане в партийных советских органах, приходилось сталкиваться с проблемами репрессированных и переселённых народов — корейцев, крымских татар, чеченцев, ингушей, турок-месхетинцев, поволжских немцев… То есть выстраивать отношения практически со всеми народами, с которыми продолжаю взаимодействовать и сегодня.
После переезда в Россию мне предложили работу в Территориальном управлении федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике, где довелось пережить трагические события 1995 года. Анализируя развал СССР, ситуацию в Чечне, увидел, как дорого стоят ошибки в национальной политике… Именно тогда я дал себе слово, что где бы ни работал, чем бы ни занимался, буду делать всё, что от меня зависит, чтобы Россия не разделила судьбу Советского Союза. А для этого мало желания, нужны профессиональные знания. Сейчас многие считают себя специалистами в вопросах национальной политики, а сами не знают отличий между шиитами и суннитами в мусульманской умме, особенностей вероисповедания буддистов или обычаев коренных народов Севера и Дальнего Востока, не имеют представления об истории народов, вместе с которыми живут.
Самое главное, что я вынес из тех лет — нужно искренне уважать все народы и быть патриотом своего Отечества. Это значит искать не врагов, а друзей для себя и своего народа. А слово «национализм» не имеет положительного значения. Вот этими простыми правилами я руководствуюсь в своей жизни и работе.
— Достаточно ли вузов, которые готовят специалистов по межнациональным отношениям?
— Кафедры и факультеты, готовящие политологов, конечно, есть. Но если говорить о подготовке конкретно этнополитологов, то этой специальности практически не обучают. Да, у нас готовят этнологов-антропологов и этнографов, но этого недостаточно. Добавлю, что важна системная подготовка и регулярное повышение квалификации кадров регионального и муниципального управления, активистов институтов гражданского общества.
— Деятельность ГБУ «Московский дом национальностей» уникальна по выстраиванию отношений с представителями разных диаспор…
— Я породнился с этой организацией в момент её создания, когда национальный вопрос стоял очень остро, «вышел на улицы»… Стало понятно, что решить его без участия представителей национальных объединений и религиозных организаций невозможно. С тех пор работает структура, которая сейчас называется Совет по делам национальностей при правительстве Москвы. В тот же период создалась инициативная группа, которая поставила цель организовать дом дружбы — родной дом для всех национальностей. Юрий Лужков, в то время мэр столицы, пошёл навстречу этой инициативе: было найдено здание для первого в России учреждения подобного типа. Как председатель комитета Госдумы по делам национальностей, я активно подключился к созданию дома дружбы всех национальностей России. Сейчас являюсь председателем Общественного совета этой организации, считаю это очень важной работой и неотъемлемой частью своей жизни. Кстати, в состав Совета по межнациональным отношениям при президенте России я введён как представитель МДН.
Москва является флагманом в сфере реализации государственной национальной политики. Руководство города не жалеет внимания и средств на работу, которую проводит Московский дом национальностей, — культурную, просветительскую и издательскую деятельность, взаимодействие с институтами гражданского общества. Могу привести два примера. Первый — серьёзная и тщательная проработка московскими специалистами столичной стратегии реализации национальной политики. Второй — издание сборника материалов об опыте работы домов национальностей практически всех регионов России, который мы презентовали в конце прошлого года. Следует добавить, что под руководством Владимира Тарасова МДН стал методологическим центром для всех подобных учреждений в нашей стране. Кроме того, МДН предложил несколько важных начинаний по реализации этнокультурного туризма. Об этой инициативе я докладывал президенту РФ на одном из заседаний Совета по межнациональным отношениям. Идея была одобрена и сейчас это направление стало эффективным инструментом, применяемым по всей стране.
— Вы упомянули о своей научной деятельности. Способствует ли она Московскому дому национальностей в решении поставленных перед ним задач?
— На площадке МДН проходит очень много мероприятий и с учёными, и с практиками. Наши методологи участвуют в лекториях, привлекаются к проведению экспертиз разрабатываемых документов в рамках деятельности общественного совета. Чрезвычайно важно, чтобы любая методическая работа обязательно проводилась с учётом научных знаний, накопленных в этой сфере. Мы давно говорим о необходимости этнологической экспертизы. Необходимо, чтобы все решения, которые принимаются органами власти всех уровней, обязательно учитывали этнический фактор. Если это условие будет выполнено, нам удастся избежать возможных конфликтов. Приведу пример, когда начали работу по «дальневосточному гектару», оказалось, что на первом этапе не учли, что есть земли традиционного общинного пользования коренных малочисленных народов. Пришлось эту недоработку устранять… Сфера межнациональных и межрелигиозных отношений требует всестороннего учёта всех нюансов и постоянной, ежедневной работы.
— Какова роль СМИ в объективном освещении темы межнациональных и межрелигиозных отношений?
— СМИ — это обоюдоострый меч… Поэтому вопрос деликатного, квалифицированного освещения межнациональных тем чрезвычайно актуален. За последнее время мы хорошо продвинулись в этом отношении. Публикации перестают быть односторонними, заведомо необъективными, вызывающими различные фобии. Всё это способствовало улучшению межэтнического климата, укреплению межнациональных отношений. Сегодня федеральные, региональные, этнические СМИ являются союзником государства в реализации этнополитики. Хорошим примером служит работа Гильдии межэтнической журналистики, возглавляемой Маргаритой Лянге, комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при правительстве Москвы.
Свежие социологические исследования говорят, что среди тем, которые беспокоят россиян, вопросы межнациональных и государственно-религиозных отношений перешли во вторую десятку, то есть не являются приоритетными. Это результат работы, которую государство и общественные институты проводят общими усилиями. Но это не повод расслабляться. К тому же в условиях пандемии обострились проблемы мигрантов.
— Владимир Юрьевич, совместно с ГБУ «Московский дом национальностей» мы открываем регулярную рубрику о межнациональных отношениях. Что бы Вы пожелали этому проекту?
— Я бы пожелал проекту успешной работы, много сторонников, особенно активной молодёжи. Думаю, что мы в состоянии решить двуединую задачу формирования общероссийского национального единства и этнокультурного развития народов страны. Как говорили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский в Нижнем Новгороде, собирая народное ополчение: «Купно за едино!».