Патриот России
Share
Несправедливо забыто имя русского патриота и государственного деятеля XVIII века Артемия Петровича Волынского. Судьба этого человека была насыщена и взлётами, и падениями… Но в любой ипостаси, во всех жизненных ситуациях он оставался настоящим патриотом своего Отечества.
Его род берёт начало от славного князя Боброк-Волынского, героя Куликовской битвы и родной сестры князя Дмитрия Донского Анны. В числе предков Артемия Петровича — прославленный святой, игумен Троицкого Клопского монастыря Михаил, канонизированный в 1547 году. По традиции своего времени в 15 лет Артемий поступил на военную службу простым солдатом, принимал участие в Северной войне России со Швецией, участвовал в Полтавской битве и других сражениях. Его мужество было отмечено командирами и самим Петром Великим.
В 1712 году Артемий Петрович отправился с посольской миссией в Турцию. Дипломат Петр Шафиров просил о награждении «нарочитого молодца», который «терпит с нами общий страх» — заточение в турецкую темницу, куда были брошены все представители русского посольства, чтобы вынудить их к уступкам, невыгодным России. Столкнувшись с мужеством наших патриотов, турки отступили. Позже Петр I поручил ему возглавить посольство в Персию, где Волынскому удалось основать первую русскую консульскую службу, заключить выгодные для российской торговли соглашения, начать переговоры о строительстве православных храмов в исламских странах. Несколько раз ему грозила участь другого русского дипломата — Александра Грибоедова, растерзанного толпой фанатиков. На него оказывалось жесточайшее давление, но Артемий Петрович проявил удивительные присутствие духа, принципиальность и государственный ум, позволившие ему ни в чем не уронить чести государя и соблюсти интересы России. За эти и иные заслуги Волынскому было поручено губернаторство в Астрахани, а затем в Казани. В обеих губерниях Артемий Петрович неустанно трудился, заботясь о благополучии жителей и всего края: искоренял нищету, безграмотность, грубость нравов, учреждал школы, прокладывал дороги, закрывал притоны и кабаки, боролся с разбоем и административными непорядками. В 1725 году губернатор написал сочинения назидательного характера: «Об управлении деревень», «О десяти Божьих заповедях» и другие.
Всю жизнь Артемий Петрович неукоснительно жертвовал как минимум десятую часть своих доходов на дела милосердия. Меры, принятые деятельным чиновником, в короткий срок значительно изменили ход дел в губернии и жизнь людей, а Волынский был пожалован в генерал-адъютанты. Быстрое возвышение талантливого политика вызвало зависть и озлобление некоторых людей из окружения государя, оклеветавших его. Переписка с императором 1723 года, наполненная подробнейшими хозяйственными отчетами и донесениями по всем пунктам обвинения, не оставляла места для кривотолков. Итогом разбирательства можно считать слова Екатерины I из письма к губернатору Волынскому: «по докладам армейских чинов (Апраксина и Толстого) были на вас сомнения, но доносители были признаны неправыми». Опала 1730 года, когда Артемий Петрович был отрешён от должности казанского губернатора — тоже результат интриг.
Новым повелением он был назначен в действующую армию в Польшу, вместе с фельдмаршалом Минихом участвовал в боевых действиях. Затем Волынский возглавил комиссию о разведении конских заводов, по сути подготовил появление собственной русской породы лошадей, что позволило значительно повысить боеспособность русской армии, сэкономить русской казне миллионы рублей.
Именно ему мы обязаны появлением первого в России исторического музея — «мемории Куликовской баталии». Экспонаты для музея тщательно разыскивались, за «выпаханные из земли диковины: полосу сабельную, копье рогатиное, старинную чернильницу» Артемий Петрович платил крестьянам чрезвычайно щедро.
Государственный ум и сердце патриота не позволяли Волынскому оставаться равнодушным к бедственному положению русских интересов в царствование императрицы Анны Иоанновны. С ведома императрицы под руководством Артемия Петровича разрабатывался проект о «поправлении государственных дел» — он хотел заполнить пустующие земли свободными земледельцами, установить правовое и «прозрачное» административное управление, поднять общий культурный уровень всех сословий, не исключая крестьянского, для чего открыть ряд университетов.
Масштаб личности Волынского и его деятельность вызвали новые, ещё более злобные преступления его врагов. По ничтожному поводу Артемий Петрович был арестован. Вскоре ему инкриминировали сфабрикованное обвинение в попытке государственного переворота. После бесчеловечных пыток, Артемий Петрович и его ближайшие друзья были казнены. «Казнён невинно» приказала начертать на могильной плите министра императрица Екатерина II, ознакомившись с делом Волынского. В 1885 году его почитателями на месте древней плиты был воздвигнут памятник.