LOADING

Type to search

Дорогу осилит идущий

Дмитрий Сурмило 02.04.2021
Share

Наш сегодняшний собеседник тренер по шахматам, кандидат в мастера спорта Артём Севастьянов рассуждает об обучении шахматам, выработке важных качеств характера, текущей ситуации и перспективах развития шахматной отрасли.

Решающий ход

– Артём Евгеньевич, чему могут научить шахматы?

– Шахматы очень древняя интеллектуальная военно-стратегическая игра. Через движение фигур и через осознанную реализацию планов игроки познают мир и глубину процессов, происходящих в нём. Шахматы – это не только просчёт вариантов… Это философия, образ жизни и мыслей. Человек не будет успешным игроком только благодаря своим счётным навыкам и талантам, так как в конце приводимого варианта необходима точная визуализация расположения фигур и анализ текущей и будущей позиции. Шахматы – это прежде всего искусство красиво и гармонично располагать свои ресурсы на доске. Шахматы научат вас бороться и побеждать самого себя. Воспитают в вас решимость и ответственность за принятые решения – это основа правильной шахматной стратегии. Люди, увлекающиеся шахматами, легко ориентируются в критических ситуациях, умеют сосредоточиться на решении поставленной задачи. Шахматы учат обходить внешние и внутренние препятствия при достижении поставленных целей, поэтому шахматисты – уверенные в себе люди, основывающие свои действия на здравом смысле и логике. Наблюдательность и концентрация являются визитной карточкой человека, занимающегося этим видом спорта.

– Вы много лет преподаёте. Как организован процесс обучения?

– Процесс обучения шахматам носит преемственный и традиционный психологический характер. Шахматист, начинающий изучение шахмат, проходит путь от мастеров игры XVII века до современных чемпионов мира, так как каждый великий шахматист прошлого вносил в игру новые элементы тактики и стратегии. На раннем этапе обучения шахматисты должны освоить элементарные техники (например, объявление мата одинокому королю) и иметь представление о разных дебютах и тактических приёмах. Должен понимать какую систему и для чего он играет, а также какие методы борьбы с противником он может применить. Решение тактических задач помогает развить комбинационную зоркость и внимательность, а знание основных дебютных принципов позволяет получать крепкие надёжные перспективные игровые позиции. После первого года обучения идёт разбор типичных вариантов миттельшпиля и более глубокое познание различных подходов к игре. В этот период у шахматистов зарождается и начинает формироваться свой стиль. Техники становятся немного сложнее и начинается изучение окончаний партий (эндшпилей). Шахматист начинает участвовать в турнирах и в регулярных шахматных сборах. На третьем году обучения шахматист уже должен неплохо играть эндшпиль, а из дебюта попадать в позиции, в которых он точно знает, какую комбинацию подготовить и разыграть. Начинается анализ партий гроссмейстеров и их идей, процесс обучения начинает обретать более научно-творческий характер. В последующие годы обучения шахматист-спортсмен продолжает погружаться в огромную аналитическую работу для овладения не только приёмами, но и принципами шахматной стратегии. С этого момента он старается эффективно применить все свои задумки и идеи на шахматной доске, зарождая новый виток шахматного развития.

– Третий год совместно с АНО «Славься, Отечество!» на базе Московского дома национальностей проводятся квалификационные турниры для детей «Путешествие к короне». Каковы знаковые результаты этой деятельности?

– Начиная с 2019 года, каждую последнюю субботу месяца, за исключением летних каникул, мы проводим этот детский шахматный турнир. Он является квалификационным, и игра ребят оценивается по международному рейтингу РШТ. Участникам выдаются дипломы участия, а тем, кто занимает призовые места, — грамоты и обучающие книги по шахматам. Среди участников турниров сформировался костяк шахматистов, регулярно принимающих участие в мероприятии. Некоторые ребята уже получили квалификации, которые соответствуют взрослым шахматистам. Каждый турнир, включающий в себя по несколько туров, собирает за шахматными досками от 20 до 30 юных дарований. В рамках программы «Путешествие к короне» участвуют дети от 5 до 15 лет. Несмотря на разницу в возрасте, они помогают друг другу.

Для детей этот турнир — сильнейшая мотивация. Это здоровое соперничество им пригодится в жизни. Шахматы развивают логику и позволяют научиться строить долгосрочные планы. Эти навыки будут полезны на работе и в быту. Играя в шахматы, участники расширяют свой кругозор, увеличивают круг общения и проводят время в интеллектуальной среде. Они иногда жарко обсуждают сыгранную партию, выявляют сделанные промахи. Кроме того, на турнире можно встретить новых друзей. А совместная игра в шахматы в семье способствует её сплочению. Важен не только результат, но и процесс. Игра в шахматы захватывает, даёт возможность самому принимать решения и проверить свои силы, а также каждый раз узнавать что-то новое.

Проводится работа с ветеранами и студенчеством. Благодаря программе «Путешествие к короне» мы консолидируем все части общества в единое целое и укрепляем связь поколений.

– Чьи успехи считаете наиболее значимыми? Кого из ребят Вы выделяете и почему?

После награждения

– Мне сложно выделить каких-то учеников из всех, так как результаты у разных учеников отличаются друг от друга. Например, кто-то не мог спокойно сидеть и концентрироваться на поставленной задаче, а теперь, после занятий шахматами, у него повысилась успеваемость и появились аналитические способности. Другой ученик не может выиграть турнир и находится всегда в середине турнирной таблицы.

Есть ребята с огромным талантом, но с отсутствием силы воли и трудоспособности. Им мы ставим другие задачи в отличие от учеников, упомянутых ранее. Когда они совершают усилие над собой, становятся более решительными, это отличный результат.

Могу назвать ребят, которые быстрее других показывают прогресс. Например, Анастасия Губенко. Очень талантливая и умная девочка девяти лет за время карантина выполнила норматив второго разряда и приняла участие в онлайн шахматной спартакиаде «Через тернии к звёздам». Её выступление меня порадовало: Настя заняла 24 место из 116 участников. У неё достойные результаты – 1450 пунктов на официальном сайте www.chess.com выглядят неплохо. Часто обыгрывает даже взрослых. Она регулярно занимает первые места среди девочек на турнирах, организованных АНО «Славься, Отечество!».

Эйнар Гельгорн начал серьёзнее относится к шахматной игре. На удивление, внимание и концентрация повысились. С ним мы очень часто точно просчитываем варианты на короткие дистанции и играем вместе против соперников повыше рангом в учебных целях. За время занятий он начал самостоятельно выстраивать свою индивидуальную программу личного развития. А ведь мальчику всего десять лет. Я горжусь всеми учениками моей школы, но этими ребятами – особенно.

– Вы с коллегой Андреем Гетманчуком занялись изданием книги – учебника по шахматам. Как идёт работа в этом направлении?

– Мы с Андреем Владимировичем не предполагали заниматься разработкой и изданием книжной продукции. Всё началось с написания и развития программ обучения шахматам для наших учеников. Программы были предназначены как для групповых, так и для индивидуальных занятий. Обычно мы брали материал из классических шахматных книг известных гроссмейстеров прошлого и добавляли своё видение тех или иных моментов игры. Затем, для улучшения процесса обучения детей и взрослых, мы адаптировали сложный аналитический материал в более доступную и понятную форму, разнообразив его своими наработками, полученными за многие годы тренерской работы. В итоге получилось большое количество материалов и шахматных программ, которые необходимо было носить собой.

Поэтому мы приняли решение издать свои материалы в виде книг. Теперь очень удобно иметь одну понятную книгу по основным окончаниям партий и применять её для тренерской работы. Ученики захотели иметь её для домашнего обучения. Стало понятно, что такой формат очень удобен, и начали готовить печатные работы по позиционной игре и дебюту. В планах выйти на миттельшпиль и объединить всё в одну серию под общим брендом.

– Какие современные технологии применяете в образовательном процессе?

– С развитием компьютерных технологий многие спортивные игры перешли в онлайн-формат. Шахматы, шашки, стоклеточные ГО, онлайн-игры по стратегиям дали новый виток развития цивилизации. Благодаря интернету, люди без проблем могут обмениваться опытом каждую секунду, что дало неограниченные возможности коммуникации и развития общества. Шахматы будут развиваться теперь и в новом формате.

В 1994 году люди с замиранием сердца смотрели на противостояние Гарри Каспарова с IBM и суперкомпьютером Deep Blue, стремясь выяснить, кто же сильнее: человек или машина. Сегодня такие противостояния уже обычное дело. Тогда матч закончился победой человека. Сейчас мы уже неспособны противостоять машине, и результат таких матчей зачастую предрешён. Поэтому люди с удовольствием играют с людьми, а компьютеры – с компьютерами. И в тех, и в других матчах есть чему поучиться. А побеждать будет в итоге не один суперкомпьютер, а нейронная сеть, включающая в себя знания человека и мощности сотен компьютеров (альфа-зеро).

Мы стараемся быть на волне технологического прогресса и всегда следим за новыми веяниями шахматного мира

– Школ много, а результаты оставляют желать лучшего. Есть разрозненные попытки наладить системную работу в этой сфере. Какие первоочередные задачи необходимо решить?

Юный шахматист

– Прежде всего хотелось бы вернуть более качественное массовое обучение шахматам. В СССР ими увлекались все. В школьных кружках легко было отследить таланты и отправить их на бюджетное обучение шахматному искусству. Сейчас уровень знаний низок. Надо отдать должное, что за счёт проекта «Шахматы в школе» наш вид спорта стал более популярен, но возник клубок проблем. В массовости мы упускаем таланты, обесценивается труд тренеров, в школах становится всё больше тренеров с низкой квалификацией. Выход из данной ситуации следующий: спорткомитет должен поддерживать высококвалифицированных тренеров и следить за результатами их деятельности. Выполнил ученик норматив, выиграл турнир – тренеру премия и почёт.

– Какими видите перспективные направления регионального и международного сотрудничества?

– В век технологий социальные коммуникации облегчаются. За секунду люди могут узнать любую информацию через интернет. А в спорте дела обстоят немного иначе. За каждым мероприятием стоит огромная работа организаторов. Я вижу развитие регионального сотрудничества в создании крупных значимых известных турниров уровня «open», где обязательно должны принимать участие именитые и титулованные гроссмейстеры и мастера. Такие мероприятия должны быть хотя бы два раза в год во всех крупных городах страны. С международными турнирами немного проще, Россия имеет прочную позицию на международной арене и с лёгкостью может организовать турнир с иностранными участниками. Был бы уровень организации достойным. Я общался с коллегами из Белоруссии, Украины, Грузии, Чехии, Германии – все хотят хороший именитый турнир.
Уверен, дорогу осилит идущий.

Фото Ильи Старикова

Tags:

Leave a Comment

Next Up