Освоение Камчатки: история и итоги
Share
История Камчатки насчитывает много томов, тысячи иллюстраций и сотни артефактов. Спорные вопросы либо рождают противоречия и конфликты, либо создают уверенность в общей судьбе.
Итак, история всего, что лежит за Уралом, есть органическое продолжение заочного спора между Г. Миллером и М. В. Ломоносовым. В случае Камчатки, это спор между Г. Стеллером и С. П. Крашенинниковым.
Обычный дискурс «наших немцев»: пришли русские колонизаторы, инородцев притесняли, торговля была неравноправная.
Стандартный дискурс русских историков: Россия несла свет просвещения и культуры, без нас камчадалов разграбили бы американцы с англичанами, ясак был налогом, защита русского царя спасла местных жителей, отношения с русскими всегда были нормальными.
Проблема в том, что невозможно подходить к казакам Дежнёва со стандартами еврокомиссаров. Наши первопроходцы XVII века занимались сбором дани и русификацией на почве православной катехизации без учёта требований по сохранению самобытности каждого уникального этноса.
Существовали чёткие установки к действию среди русских первопроходцев. Чья земля, спрашивали казаки, имея в виду известных на тот период потентатов. Если богдыхана или султана, то казаку надобно было сноситься с Москвой, дабы дьяки посольского приказа обсуждали проблему с Константинополем или Пекином соответственно. Если уже основана колония или форт европейского монарха, то аналогичный путь по запросу в Европу. Но если местные вожди говорили, что мы сами по себе, то казак ставил острог. И присоединял земли с народом к российскому престолу.
Воинственность местных народов различалась. Первыми воинами были чукчи. На втором месте — коряки. Самими мирными были ительмены и айну. Алеуты сосредоточились на островах. Эвены кочевали малыми группами.
Почему временами восставали и коряки, и ительмены против русских? В самом начале русские были не администрацией XIX века, а своевольными казаками XVII столетия. Ясак государство брало умеренно, но исполнители и себя не забывали в размере от трёхкратного до десятикратного увеличения официальной подати. Плюс увод женщин, поборы продовольствием… Однако к XIX веку совместная жизнь наладилась. Без камчадалов победа 1854 года при Петропавловске была бы немыслима.
Насколько плохо или хорошо жили коренные народы Камчатки в последние десятилетия СССР и первые десятилетия РФ? Обратим внимание на динамику численности этносов на примере ительменов. По переписи 1979 г. их насчитывалось 1335 человек, в 1989 г. — 2429, в 2002 г. — 3474. С одной стороны, колоссальный рост за десять советских лет, аж на 82 %! Да и за первое постсоветское десятилетие прирост ительменов составил 43 %, что в РФ показывали только народы Северного Кавказа.
Однако вдруг по переписи 2002 г. из ниоткуда появились камчадалы, в числе 2422 человек. Если предположить, что камчадалы 2002 года записывались как ительмены в 1989 году, и считать их по-прежнему вместе, то рост численности этноса ительменов за два десятилетия составит невероятные 143 %. Для сравнения, лидер по естественному росту населения РФ, а именно Северный Кавказ, дал прирост около 50 % за гораздо более продолжительный период, а именно с 1989 по 2018 годы.
Если же взять данные переписи 1926—1927 гг., камчадалов окажется ровно столько же, как и в 2002 году, когда по статистике учёта они возникли из ниоткуда. Но по той же переписи ительменов насчитали лишь 800 душ.
Для краткости опустим такие же статистические нестыковки кодификации по другим этносам Камчатки. Сделаем простой вывод: в течение последнего века элементарная статистика по учёту динамики коренных народов Камчатки не может быть руководством в государственной политике на социальном, культурном и политическом уровнях. Скорее всего, неверны стенания на тему, что «местные народы ускоренно вымирают», равно как и бодрые рапорты о «подлинном расцвете коренных народов» в связи с принятием закона об очередных субсидиях дотационным районам.
Вот пример таких стенаний в фундаментальном издании 2004 г. «Малочисленные северные этносы находятся под угрозой исчезновения в результате нарушения традиционного природопользования и нормальной преемственности адаптивно-профессиональных навыков от родителей к детям, сокращения жизненного пространства в ходе промышленного освоения Севера, усиления процессов аккультурации и ассимиляции».
Причинами этого нынешнего положения являлись мероприятия периода СССР. «Природопользование и хозяйство северных этносов подвергалось трансформации в результате коллективизации 1930—1940-х гг., огосударствления хозяйств в 1950—1960-х гг. и укрупнения поселений, промышленного освоения северных территорий 1970—1980-х гг.».
Зададимся вопросом: так что же произошло с методами и навыками взаимодействия с окружающей средой у коренных народов, куда завела советская «трансформация природопользования»? А вывод находится тут же, на расстоянии нескольких строчек на той же странице того же издания: «большая часть, до 80 % коренных северян живёт в сельской местности и сохраняет традиционные промыслово-хозяйственные виды деятельности». Если столь явно плохо с логикой, то это становится похоже на автоматическое следование навязанной политкорректной установке.
Отметим, что дискурс здесь ведётся как в классических анекдотах о бюрократах: первым делом надо ругать предшественника. При советской власти главное зло для чукчей и камчадалов было в царизме, при нынешней РФ — мы до сих пор расхлёбываем злобное наследие СССР.
Языковые отличия коренных народов Камчатки от всех других крупных языковых семей заставили исследователей в области теоретической лингвистики отнести и чукчей, и коряков, и ительменов к палеоазиатской группе языков. На основе этого лингвистического анализа было создано предположение, что жители Камчатки представляют собой самые древние этносы западной Евразии, которые сохранили свой язык и традиции.
Какие проблемы для нас в будущем? Все негативные события истории в отношениях между русскими и коренными жителями будут подаваться как стимул борьбы за самоопределение для местных. Это мы уже проходим в отношении западного и центрального участков Северного морского пути (СМП). От карелов через хантов и манси к чукчам и через камчадалов в Китай.
Камчатка — фактическое начало СМП, если считать грузопоток из Китая в Евросоюз. Без камчатской рыбы у людей в средней полосе России будет дефицит йода и фосфора, будем мы глупыми и больными. Без камчатских баз и стратегических подводных ядерных ракетоносцев мы не сможем сдержать заокеанского супостата страхом нанесения сокрушительного и окончательного ядерного удара. Бухта Крашенинникова — родной дом для наших подводных «стратегов».
Поэтому без попыток создания и обострения внутренних противоречий нашим партнёрам не обойтись. Стратегически им абсолютно необходимо создать предлог для гуманитарного вмешательства, а желательно — для гуманитарной интервенции.
Наша задача — не давать им эти предлоги и сорвать любое вмешательство.
Фото Дмитрий Сурмило