Дружить – это почти моя основная профессия
Share
Воспитание ребенка начинается в самом раннем детстве. Формирование личности — в семье и школе. Патриотом становятся, когда приходит понимание, чем ты можешь быть полезен Отечеству. Гость редакции — народный артист России Владимир Юматов.
— Владимир Сергеевич, у Вас было интересное детство…
— Начну с того, что с девяти лет 3 года ходил в музыкальную школу. Занятия часто прогуливал. Особого позыва учиться музыке у меня никогда не было. Тем не менее, в возрасте 12 лет поступил в московскую военно-музыкальную школу и уже на следующий год шагал по Красной площади в составе роты юных барабанщиков, которая традиционно открывает все военные парады.
Это было прекрасное время моего взросления, хотя понимал, что теперь заниматься музыкой будет моей обязанностью. Как и все, впоследствии собирался поступать на военно-дирижёрский факультет консерватории. Кроме игры на инструментах, учились ходить строем и дружить. Можно сказать, дружить — это почти моя основная профессия.
Мои одноклассники для меня фактически являются братьями, мы до сих пор общаемся и не просто поддерживаем дружеские отношения — участвуем в жизни друг друга! Это семья. Одним из моих близких друзей был Валерий Халилов, ставший позже главным военным дирижёром. История сложилась так, что почётного звания «Народный артист Российской Федерации» мы удостоены одним и тем же указом президента. Валера позвонил и первым поздравил меня, так как увидел текст указа немного раньше. Его гибель в авиакатастрофе стала для меня личной трагедией…
— В 1969 году Вы решили поступать в ГИТИС. Как родители, театральные актёры, отнеслись к этой затее?
— Родители не поддерживали моё желание пойти по их стопам, не хотели, чтобы я стал артистом. Мама была категорически против. По этой причине я готовился к поступлению самостоятельно. Папа тогда работал во Владимирском театре. Он специально приехал, чтобы послушать меня. Сказал, что получается неплохо, но в том, что я пройду по конкурсу, сильно сомневался.
Однако я шёл по турам легко, и уже практически не было сомнений, что поступлю на курс Андрея Гончарова. Представляете, что пришлось пережить, когда не увидел своего имени в списках тех, кто прошёл третий тур… Для меня это было ударом. При том, что профессиональных замечаний не было — просто нашли формальный повод, якобы в школьной характеристике было написано, что я недисциплинированный и дурно влияю на класс.
До сих пор помню сцену, как вышел в фойе института и был шокирован, как красивый рыжий паренёк, перегнувшись через перила лестницы, кричал: «Я поступил!!!». Это был Игорь Костолевский. Мы недавно вместе снимались в сериале «Преступление», где сблизились по-человечески. Рассказал ему эту историю, а он был сильно удивлён.
— Перспектива «загреметь» в армию не пугала?
— Нет. В моей жизни были репетиции и участие в пяти парадах на Красной площади. Это подразумевает многочасовые строевые занятия, огромные физические нагрузки и ответственность. Поэтому после призыва на срочную службу никаких сложностей и неожиданностей для меня не было.
Совершенно случайно попал в армейский ансамбль песни и пляски ПВО Московского военного округа. На сборном пункте появились три человека в форме, но с неуставными причёсками и «налётом интеллигентности». Постоял рядом, послушал, рассказал о себе, и они меня сразу забрали. После курса молодого бойца я служил в ансамбле.
— Вы защитили диссертацию и имеете учёную степень «кандидат философских наук».
— Меня направили в университетскую аспирантуру. Но спустя некоторое время предложили перейти на работу в Академию общественных наук ЦК КПСС, объяснив, что будет возможность заняться серьёзным и конкретным делом, поработать с интересными людьми, реализовать свои навыки на практике и защититься.
Я понимал, что мне как социологу интереснее самому собирать материал, анализировать его, готовить предложения, которые могут быть востребованы и реализованы. Эти факты повлияли на моё решение, и я согласился. Позже успешно защитился по прикладной социологии. Вспоминая годы работы в Академии, работу над реальными проблемами и проектами, ощущал радость от общения с профессионалами, неравнодушными людьми, которым была небезразлична судьба нашей страны.
Мы проводили многочисленные репрезентативные исследования общественного мнения по общесоюзной выборке. На их основе делали аналитические выкладки для различных отраслевых отделов ЦК КПСС и в краткой форме излагали суть проблем и предлагали пути их решения. Но, к сожалению, партийное руководство страны не хотело что-либо менять, отстранялось от принятия решений, проявляло инертность. В итоге разрыв между реальностью и идеологемами стал настолько велик, что все мы пережили гуманитарную катастрофу — развал Родины…
— Помогает ли философское образование, базисные знания и практический опыт при анализе ролей, определении сверхзадачи, даёт возможность предложить своё видение или прочтение ситуации?
— Нет, практически не помогает. Может, только в том, что я по-другому, глубже подхожу к ролям, но это происходит бессознательно. Правда, не могу сказать, это преимущество или нет… Наверное, всё же преимущество.
— Я видел Вас во многих киноролях. Всегда чувствуется стержень, внутренняя уверенность, независимо положительный или отрицательный герой. Понимаешь, он может объяснить свои поступки, потому что есть свои аргументы и мотивы…
— Вы сейчас сказали очень важную вещь для любого актёра. Скажу честно, играть отрицательного героя интересней. Но задача не оправдать его, а дать зрителю возможность понять его мотивацию, логику поступков… Это очень важно!
— Вы — сомневающийся человек?
— Да.
— Даже, если все говорят, что роль удалась?
— У меня есть свой ОТК — отдел творческого контроля. И вера в режиссёра. Я не доверяю большинству нынешних молодых режиссёров. Зная о моей позиции, со мной мало кто работает. К счастью, те, кто работают, доверяют мне. Вплоть до того, что разрешают переписывать неграмотные, нелогичные тексты.
— Несмотря на обширную фильмографию, Вы, преимущественно, театральный актёр. Преданно служите более трети века в театре «У Никитских ворот».
— Начиналось с того, что я 7 лет отработал в студенческом театре МГУ у Романа Виктюка. Когда Роман Григорьевич увлёкся новой эстетикой, стал меньше работать с нами в традиционной режиссёрской манере, мы ушли в только что созданный театр «У Никитских ворот». Марку Розовскому я обязан всем. Он изменил моё представление о театре, об актёрской профессии.
— У Вас есть любимые роли?
— В первую очередь, «Холстомер», он постоянно идёт с аншлагом. Хотя мне его чисто физически стало трудно играть из-за тяжёлых нагрузок. Также один из любимых — «Доктор Чехов».
— Владимир Сергеевич, с недавнего времени Вы служите в легендарном «Ленкоме». Как это произошло?
— Однажды раздался звонок — это был Марк Захаров, сделавший мне предложение перейти в знаменитый театр. Ответил ему, работаю с Марком Розовским очень долго, у меня есть определённые обязательства перед театром, и я не могу уйти посреди сезона. Но Марк Анатольевич, помолчав, настойчиво повторил своё предложение заглянуть на разговор и дал время на обдумывание. Я не смог отказаться. Розовский, к счастью, проявил мудрость и с пониманием отнёсся к моему решению. К счастью, мы сохранили добрые отношения.
Очень благодарен Захарову. После перехода, был задействован в каждой последующей постановке. А в последней его работе «Капкан» получил главную роль. У меня ни разу не было повода пожалеть о том, что принял его приглашение. Он сдержал своё обещание.
— Этот год юбилейный для Вас. Обычно человек считает такие даты поводом оглянуться назад, оценить итоги пройденного, а кто-то мечтает… У Вас есть конкретная мечта?
— Определённую внутреннюю работу обязательно проведу. После каждого спектакля анализирую, что получилось хорошо, а где ещё надо поработать. Опять включаю свой ОТК. Но отмечать буду только с близкими.
Мечты — есть, конечно. Марк Григорьевич давно грозится замахнуться на Уильяма нашего, Шекспира, на «Короля Лира»… Говорит, только меня видит в этой роли. Надеюсь, что приступим к реализации этой идеи.
— Владимир Сергеевич, а что, на Ваш взгляд, человека, учёного-философа, актёра, значит понятие «культурный код России»?
— Ничего себе… Хороший вопрос! Это многогранное, многоуровневое понятие. Прежде всего, это язык. К глубокому сожалению, мы его стремительно теряем. Далее — народность, проявляющаяся во всех ипостасях. Это кино и театр. Это другое телевидение, не коммерциализированное, которое будет связано с культурой нации и нашими многовековыми традициями. В этом вопросе должна громче звучать позиция Русской православной церкви, которая, к сожалению, не слышна. Культурный код — в познании религиозной составляющей народа, проявлении нравственности и духовности. Это присущие нам жертвенность, самоотдача, отзывчивость…
— Позвольте поздравить Вас с 70-летием и пожелать востребованности, творческого долголетия, новых высот в актёрской карьере, оригинальных задумок, реализации режиссёрского потенциала, зрительской любви!
— Спасибо большое!