LOADING

Type to search

Духовные и культурные связи современного славянского мира

- 14.07.2021
Share

Московский дом национальностей уделяет большое внимание сохранению и развитию самобытной, яркой культуры славянских народов. Так, в рамках проекта «Славянское единство», состоялся круглый стол «Духовные и культурные связи современного славянского мира». Мероприятие было приурочено к Дню славянской письменности и культуры — празднику, позволяющему объединять не только россиян всех национальностей, но и народы братских славянских государств.

С приветствием выступила модератор круглого стола — директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО Института социально-гуманитарного образования МПГУ, член Правления Союза переводчиков России канд. филол. наук М. А. Кривенькая. Она представила участникам доклад о славянской языковой семье, географии проживания входящих в неё народов, их языковом и религиозном разнообразии.

Так, славяне относятся к индоевропейским народам. Образование этой языковой общности произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI—V тысячелетиях до н. э. в условиях выделения скотоводческих племён из массы других, примитивных, занимающихся охотой, рыболовством и собирательством. В IV—II тысячелетиях до н. э. предки славян населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главной отраслью их хозяйства было земледелие.

В настоящее время насчитывается 13 славянских стран. Славянские языки можно разделить на три группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославянские (верхнелужицкий и нижнелужицкий (языки серболужичан), чешский, словацкий, польский, включая кашубский) и южнославянские. Вымершими считаются два языка: старославянский и полабский. Носителей славянских языков в мире насчитывается около 500 млн человек, причём лексических совпадений в этих языках, по подсчётам исследователей, — 83 %. Кириллицей пользуется всего семь народов. Что касается конфессионального разнообразия, то больше всего распространены православие и католицизм. Жители Боснии и Герцеговины исповедуют ислам.

С докладом «Изучение славянских ремёсел, декоративно-прикладного искусства и фольклора на опыте Центра традиционного искусства «Славич» выступил А. К. Столяров, историк, этнограф, директор Центра традиционного искусства и ремёсел «Славич», председатель РОО «Творческое объединение Жар-птица», создатель музея ремёсел «Дом крестьянина» и Музея кашинской старины. Алексей Кириллович сделал акцент на точках соприкосновения славянских народов через изучение культурного пласта славян — ремёсел, характерных для всех славян: резьба по дереву, вышивка, писанка, керамическое искусство.

Этнограф, фольклорист, исследователь традиционного русского костюма, обычаев и обрядов, ведущая интерактивных программ АНО «Дом ремёсел «Славич» Н. В. Холмогорова рассказала об общности корней фольклорно-этнографического наследия славянских народов и влиянии фольклора на духовно-нравственное развитие современной молодёжи. В своём исследовании она рассматривала общие черты одежды славянских народов с древних времён до начала XX века, головных уборов, народного календаря на примере карнавала и традиции ряжения, а также практическое применение фольклорно-этнографического наследия в формировании мировоззрения детей и молодёжи.

Действительный член Академии педагогических и социальных наук, Академии национальной безопасности, доктор педагогических наук, профессор И. А. Шаповалова представила доклад на тему «Славянский мир в творчестве студентов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Своё выступление она начала с мысли, что народное искусство отражает не внешний облик окружающего мира, а внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа. Ирина Анатольевна представила иллюстративные и аналитические материалы, раскрывающие специфику уникальных видов традиционного прикладного искусства — Московское письмо (художественная роспись металла), Ивановская строчка (художественная вышивка) и др. — поэтизирование русскими бытовой жизни.

На круглом столе также выступили: Ю. В. Московский, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Член Совета Всемирного Русского Народного Собора, директор ИАЦ «Прогноз»; О. А. Колобов, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, председатель нижегородского отделения МОО ИППО (Международная общественная организация Императорское православное Палестинское общество) и нижегородского отделения Международной славянской академии образования, науки, культуры и искусства; иерей Герман Демидов, проректор по научной работе Перервинской духовной семинарии; диакон Георгий Юренко, консультант-аналитик Синодального ОРОИК, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования МПГУ, член совета Ассоциации учителей основ православной культуры столицы; Н. И. Маслакова-Клауберг, кандидат политических наук, член Ассоциации российских дипломатов, профессор Института мировых цивилизаций; О. В. Сапрыкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета РГГУ, доцент кафедры всеобщей истории ШАГИ РАНХиГС; О. Н. Яшина, канд. ист. наук, доцент кафедры ЮНЕСКО Института социально-гуманитарного образования МПГУ; Люцина Смэндзик, старший преподаватель Академического Центра Языкового Образования, Щецинский университет, Республика Польша; Е. О. Хабенская, канд. ист. наук, ведущий специалист Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ.

Текст Зинаиды Велькиной

Leave a Comment