Сонет как образ мысли
Share
Уходя от строго регламентированных поэтических форм в направлении тотальной неопределённости современного верлибра, поэзия обретает свободу, но теряет при этом волю, а значит, во многом — и силу. Свобода — пространство возможностей, воля — осуществление как возможного, так и невозможного.
Сонет в контексте этих процессов был и остаётся формой, концентрирующей и гармонизирующей развитие мысли. Формой, определяющей логику этого развития… Сонет можно назвать волей, устремлённой к гармонии.
Из всех средневековых поэтических форм именно сонет оказался самым долгоживущим и наиболее привлекательным. Специалисты называют более 200 разновидностей сонета, но ходит легенда и об исследователе, который набрал более 1400 вариаций…
В этом ключе необыкновенно интересно следить за тем, какие пути развития ищет сонет сегодня: на что направлена мысль, закованная в звенящую броню условий и условностей? Или поиски и эксперименты продолжаются только в отношении формы и рифмы?
Венок сонетов, посвящённый Сергею Кормилову и названный «Венок памяти», — замечательный пример современного обращения к средневековым «доспехам» поэтической мысли, — не только эксперимент по развитию сонетной формы, но ещё и, что существенно усложняет задачу, акростих по магистралу:
Сиротский дождь с утра опять бормочет
Единственных два слова «жизнь прошла»
Река течёт и время камень точит
Горит огонь и вот уже зола.
Елейный свет сквозь туч седые клочья
Исходит на цветущие поля
Как холодна земля и летней ночью,
Оставленная сумеркам земля.
Рассейся по громаде листьев память,
Май, впереди ещё один экзамен
Июнь к июню, день сменяет день.
Любви и веры горькие надломы
Остановиться? Нет. Пусть грянут громы,
Внутри и вне бескрайних серых стен.
В следующем сонете за первым катреном следует двустишие, в пятом между катренами расположена секстина, в шестом автор от дистиха через терцету переходит к катрену и далее к пентету. Эксперимент с формой рождает и сдвоенный текст.
Как холодна земля и летней ночью! Оставленная сумеркам земля,
Не изменить себе, меняя кров, В вернись к себе, к своим забытым нивам,
Глубинную тоску на многоточье, Е едино и светло к плакучим ивам,
а плач дождя на стон кленовых крон. Н не растеряв надежд, не помня зла.
Как призрачно еще дрожит перо О Откройся настежь дверь в нетленный дом,
и как размашисто неровен почерк! К крапивы дух витает у порога
Не траур лент, а скорбь вечерних троп, П псалмы щедрот, хвалу дороге
среди которых смерть всего лишь строчка А а там и мир иной и в горле ком…
о том, что где-то штиль отменит шторм, М Молчащей властью властен тот кто свят,
стихии справят бал, добавив имя Я являя боль, — являешь радость, или
в талмуд эпох, аПетр укажет порт Т терпи и верь в участье вещей силы
затерянных вековв небесной сини. И и встретит Бог, который был распят
Пусть пухом станет в песнях корабля, и тихо скажет: оставайся с нами,
оставленная сумеркам земля! рассейся по громаде листьев память
Форма же сонета, превращённого практически в суггестивную прозу, практически рассыпается — обилие ажанбеманов без обозначения ритмического членения на строфы существенно затрудняет прочтение, а рифмы теряются. Строчная (нестрофическая) форма не даёт возможности увидеть ажанбеманы — они ощутимо ломают ритм и почти превращают текст в прозу:
Остановиться? Нет. Пусть грянут громы в ночной глуши, пусть одинокий бражник танцует на стекле фокстрот.
Неважны значения икс, игрек. Невесомо любое слово в этих двух осях судьбы и бесконечна тишина в движении от двери до окна, от пола к потолку. Замкнув в глазах несовершенный и несовершённый побег от всех и вся: сомкнув уста последним вздохом, что отдаст взамен тот, кто шептал «пора»? Одушевлённый и первозданный мир? Мир без креста внутри и вне бескрайних серых стен?..
И вот тут возникает вопрос другого порядка: а какой смысл способны породить эти новые формы? Если мы знаем, как работает «классический» сонет, какие задачи у него и как он их решает? Должен ли автор держать его в фокусе внимания и делать ставку не на формальную новизну, а на содержательную часть — поэтический алгоритм решения философско-диалектической задачи?
Текст Нины Ягодинцевой