Цензура или защита?
Share
Острая дискуссия вокруг нового закона о просветительской деятельности в очередной раз показывает кризис доверия между властью и обществом.
В ноябре прошлого года в Государственную Думу РФ был предложен проект закона «О просветительской деятельности». Его инициаторами стали депутаты от всех четырёх думских фракций, входящих в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела в России. Проект впервые ввёл понятие «просветительская деятельность» и дал его чёткое определение. Авторы законопроекта уверяли, что никаких существенных ограничений просветителей не ждёт. Цель закона — защита молодёжи от влияния антироссийской пропаганды.
В то же время, в образовательной и научной среде при обсуждении проекта закона слышались комментарии, вроде «законодательный бред», «цензура», «ограничение свободы слова». Против выступили создатели и руководители независимых просветительских проектов. С критикой на закон обрушился и президент РАН Александр Сергеев.
Так на что же направлен закон: на защиту граждан или на ограничение просветительской активности внутри страны? Ответ на этот вопрос даст практика его применения (вступил в силу с 1 июня этого года). В то же время, очевидно, что вся ситуация с законом о просветительской деятельности показала необходимость вовлечения в подготовку законодательных инициатив в сфере просвещения людей «с поля», непосредственно тех, кто занимается просветительством. Это позволило бы избавиться от «мутного взора» чиновника и избежать лишней критики со стороны общественности. Необходимо найти баланс между защитой национальных интересов и возможностью развития просветительских инициатив.
Текст Сергея Подчасова