LOADING

Type to search

Искусство должно помогать нам стать лучше

Дмитрий Сурмило 12.10.2021
Share

Наш гость — разноплановый человек — политик, общественный деятель, кинорежиссёр, актёр, спортсмен. Он привык добиваться поставленных целей и по первому зову приходить на помощь. Речь о любимце детей и взрослых Евгении Герасимове.

— Евгений Владимирович, мы все родом из детства. Не ошибусь, сказав, что характер Ваш — он оттуда, из далёких и памятных пятидесятых?

— Не ошибётесь. Детство прошло на Плющихе. Двор и окружение формировали меня как личность — мальчишеская честь, верность слову, готовность вступиться за товарищей… Вдобавок занятия спортом — футбол, настольный теннис, гимнастика… Это то, что воспитывало ответственность, самостоятельность. Но ещё, сколько себя помню, хотелось быть лидером. Спросите — для чего? Отвечу: чтобы защищать друзей. И в кино-то я попал, можно сказать, благодаря ребячьим разборкам. Ассистент режиссёра «Мосфильма», проходя через двор, увидела нашу мальчишескую потасовку. Разняв нас, дерущихся, предложила в качестве альтернативы участвовать в пробах — в массовке. Первый опыт повлиял на выбор профессии. А уже на следующий год состоялась премьера фильма режиссёра Юлия Карасика «Человек, которого я люблю», где я исполнил одну из заглавных ролей. Партнёрами и наставниками были Георгий Жжёнов и Тамара Сёмина. Участие в этой картине подтолкнуло к решению стать режиссёром.

Юношеские годы

— Известно, что Вы занимались несколькими видами спорта. Чем объясняется выбор?

— Друг Колька, крепко влюбившись в одноклассницу, решил пойти на гимнастику — подтянуть свою физическую форму. Позвал меня с собой. Сноровка и умение лазать по канату без помощи ног, которые я продемонстрировал, видимо, приглянулись тренеру, что решило мою судьбу на несколько лет. Занимался серьёзно, подавал надежды. Не без оснований тренер рассчитывал на моё чемпионство. Параллельно ходил на каток в парк Горького. До сих пор люблю кататься на коньках, особенно с внучками.

Но был момент, когда, понимая, что нагрузки в спорте могут помешать учёбе, папа потребовал больше времени уделять школе. Тем более, что учителя отмечали у меня склонность к точным наукам — я был победителем физико-математической олимпиады. Послушав совет отца, которого очень уважал, я проявил твёрдость характера и дал ему слово. А раз дал слово, то держи…

Позже занимался дзюдо и карате. У меня есть звание «Мастер спорта» по лёгкой атлетике. А по карате, конному спорту, авторалли и автоспорту дошёл до кандидата в мастера спорта. Навыки и умения пригодились для выполнения трюков в кино.

— Почему решили, что Сцена может стать делом всей жизни?

— Однажды меня встретили замечательные и талантливейшие Юлий Карасик со сценаристом Леонидом Завальнюком и говорят: «Рубен Симонов, главный режиссёр театра Вахтангова, попросил нас написать пьесу и добавил: „какой у вас талантливый паренёк играет“. Он советует тебе идти в Щукинское и обещает потом забрать к себе в театр!» Видимо, прикосновение к искусству, к творчеству было для меня настолько сильным, запоминающимся, что я уже не мог от этого оторваться…

— Пример Вашего поступления в театральный вуз сам по себе уникален.

— В 1968 году решил проверить себя на соответствие профессии, чтобы исключить случайность и не занимать чужое место. Без проблем поступил в «Щуку». Но искусство — вещь субъективная. Стал пробоваться в знаменитую «Щепку» и тоже прошёл по конкурсу. Значит, всё-таки не случайность, — подумал я. Однако и на этом не успокоился. В ГИТИСе, куда подал документы, вновь оказался среди принятых. Понял, что должен учиться дальше. Выбор остановил на «Щуке».

Депутат Московской городской думы

— Но и кино не ушло от Вас. Фильмография артиста Герасимова впечатляет.

— О магии кино знают все. У меня около 60 ролей. Я их люблю, они значимая часть моей жизни. Несомненно, вспоминается первая главная роль, сыгранная, а, точнее, прожитая в кинокартине «Облака». Фильм про парня, мечтавшего о профессии лётчика, перед которым судьба ставила непростые преграды. Он преодолел всё и взмыл в небо. Это и обо мне, о моём характере. Я всегда стремился к самостоятельности, не боялся взять ответственность на себя.

Многие из моих ролей связаны с работой сотрудников правоохранительных органов. Кстати, после остросюжетных фильмов «Петровка, 38» и «Огарёва, 6», имевших огромную популярность у зрителей, молодёжь активно пошла служить в органы внутренних дел.

Детскую любовь принесли «Гостья из будущего» и «Волшебник Изумрудного города».

— А как начиналось Ваше занятие режиссурой?

— Профессия заворожила. Понимаете, зритель видит фильм глазами режиссёра, что накладывает на тебя огромную ответственность и одновременно даёт простор для творческого самовыражения. Взамен получаешь фантастическую возможность говорить с многомиллионной аудиторией, делиться с ней своими мыслями, своим отношением к жизни. И счастье, когда всё складывается.

Из последних работ отмечу фильм «Савва» о российском меценате Савве Морозове. Исполнил в ленте главную роль. Считаю меценатство актуальным и в наши дни. Необходимо законодательное регулирование этой деятельности и её стимулирование на государственном уровне.

Так сложилось, что у меня немало друзей из спецслужб. Говорили с ними о кинематографе и вдруг выяснили, что качественных и правдивых фильмов о наших разведчиках — единицы. А ведь такие картины нужны, чтобы и профессионалам нестыдно было смотреть, и молодёжи — на кого равняться. В итоге снял фильм «Туман рассеивается».

— Среди Ваших режиссёрских работ особняком стоит экранизация по мотивам «Вешних вод» Ивана Тургенева. Она имела большой успех за рубежом.

— На фестивале в Риме перед показом моей картины «Поездка в Висбаден» нас пригласили на приём. Среди гостей были премьер-министр Сильвио Берлускони, Джульетта Мазина, режиссёр Франческо Рози… Я позвал всех на премьеру, которая была назначена на следующий день. К удивлению организаторов фестиваля зал был полон. Когда фильм закончился, на сцену поднялся Франческо, классик итальянского кино. Он сказал: «Я всегда считал, что русское киноискусство лучшее в мире». Было приятно.

Кадр из к/ф «Гостья из будущего»

—  В Ватикане у Вас состоялась встреча с Папой Римским. Расскажите подробнее.

— Да, было такое. Получил приглашение пообщаться с представителями Ватикана. Они предложили: «Мы бы хотели, чтобы Вы со своим фильмом проехали по всей Италии, а потом пришли на приём к Папе Римскому. Согласны?» Встреча состоялась, но в другой раз. Поднимаясь по лестнице на третий этаж резиденции понтифика, я был сражён красотой убранства, фресками Микеланджело, картинами и скульптурами великих мастеров Возрождения. Там была такая атмосфера!

Наше без малого получасовое общение в библиотеке происходило на русском языке — поляк Иоанн Павел II блестяще владел многими языками. Доброжелательный, внимательный. Беседовали о творчестве Владимира Маяковского, о русской литературе.

— Зная Вашу порядочность и готовность прийти на помощь, москвичи считают Вас своим представителем во власти.

— Это действительно большая ответственность — быть связующим звеном между жителями и властью. Я сознательно полностью переключился на эту работу, не снимал фильмы, не снимался в кино, не играл в театре. Мне важно, чтобы меня воспринимали не как актёра, режиссёра, который так, попутно занимается политикой. Всем объясняю: Герасимов — депутат. Но моя деятельность — не только участие в выдвижении законодательных инициатив, в принятии законов, проведение встреч с избирателями. Порядка 20 тысяч официальных обращений поступало, если говорить о предыдущих созывах. Независимый анализ показал: почти две трети из них решены положительно. Не красуясь, скажу, что помощь даже одному конкретному человеку для меня значимей роли в великой кинокартине.

Кроме того, возглавляю Комиссию по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы. Совместными усилиями нам удалось консолидировать творческие силы, сегодня создан цех работников культуры столицы, налажено взаимодействие с федеральными творческими союзами.

— Депутатская деятельность сродни тому, чем Вы, как один из создателей Гильдии актёров кино, занимались долгие годы?

— Много схожего. В 1988 году мы с Евгением Жариковым, Эльзой Леждей, Ириной Шевчук, Борисом Токаревым инициировали создание Гильдии для решения насущных вопросов и житейских проблем наших ветеранов. К сожалению, любимые миллионами артисты часто бывают совершенно незащищёнными, бесправными, нуждаются в поддержке. Себя мы в шутку называли «разгильдяями». Это был некий отказ от славы и популярности и уход в проблемы пенсионного обеспечения, организации лечения, отдыха в санаториях, защиты прав, охраны личного имущества, жилья, доставки продуктов питания малоподвижным — всего не перечесть. Ветераны были благодарны

В «Ленкоме»

— Согласны ли с утверждением, что важнейшие задачи искусства — образование, воспитание, повышение культурного уровня и привитие вкуса?

— Уверен — искусство должно помогать человеку стать лучше. Когда-то я бросил клич — хватит негатива, «чернухи», особенно в творчестве молодых. Это не значит, что да здравствует елей, ретушь и показуха. О проблемах надо говорить честно. Но должен быть свет в конце тоннеля. Ведь когда только грязь, жестокость, ненависть — всё это формирует сознание, в первую очередь, молодого поколения. А молодёжь нуждается в положительных примерах, ей надо показывать перспективу, поддерживать здравые инициативы.

— В чём находите для себя отдых от нескончаемой «текучки»?

— Кино, театр — моё хобби и «подзарядка». Помогаю театрам, молодым кинематографистам.

Часто и с особым теплом вспоминаю родителей… Мы с ними отдыхали под Рузой, в ста километрах от Москвы. Красивейшие места, любимые с детства. Я там купил домик, и сейчас вся наша большая дружная семья собирается в нём — пообщаться, отдохнуть, порыбачить.  Ценю эти короткие мгновения. Считаю, многое надо делать вместе с детьми, внуками, подавая им пример и, конечно, учась у них.

Фото из личного архива Евгения Герасимова

Tags:

Вам также может понравиться

Leave a Comment

Next Up