Тенденции образовательного сектора
Share
Общество представляет собой динамическую систему. Ряд процессов эволюционирует естественным образом, в частности, это касается научно-технической сферы. Иначе обстоит дело, если речь идёт не о технологических системах, а о социальных.
По своей природе человек — существо консервативное, всё новое подсознательно отвергается им как потенциально опасное. По этой причине социальные изменения происходят заметно дольше и сложнее и требуют формирования общественного запроса, принятия их большинством членов социума. Например, если в середине ХХ века воспитание детей путём телесных наказаний было нормой и оптимальной моделью поведения, то в настоящее время подобные деяния, если не криминализованы как в Европе и США, то, по крайней мере, не являются общественной нормой. Таким образом происходит эволюционное изменение социальных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Обсудим, как общественный запрос повлиял на развитие образовательного сектора России.
Образовательную систему необходимо анализировать в связке с экономическим сектором. С точки зрения общества и государства роль системы образования — это повышение производительности труда граждан, что связано с их обучением навыкам, необходимым для решения различных производственных задач. В научном секторе подготовка кадров требует формирования фундаментальной базы, на основе которой учёные способны создавать новые решения. Процентное соотношение научных и всех прочих кадров показывает количественное превосходство специалистов, не относящихся к научной сфере. По этой причине можно сделать вывод, что работа с научными кадрами носит, скорее, точечный характер, в то время как основной задачей системы образования является подготовка высококвалифицированных специалистов широкого спектра профессий.
Для определения трендов в сфере образования важно выделить ключевые направления развития в экономике. До середины ХХ века конкурентное преимущество оставалось за самим навыком выполнения работы: пекарь или инженер обучались, потом в процессе трудовой деятельности оттачивали умение выполнять задачи и таким образом повышали свой профессиональный и социальный уровни. С середины ХХ века, когда скорость внедрения инноваций начала расти экспоненциально, а роль сектора услуг — непрерывно, на первый план вышел не навык выполнения привычных профессиональных задач, а умение анализировать новые вводные, адаптироваться и подстраиваться. Существенно возросла роль коммуникационных навыков и умений работы в междисциплинарных сферах.
Рассмотрим следующие глобальные тренды: непрерывность образования, коллективная (проектная) работа, развитие так называемых мягких навыков (soft skills), применение VR и AR (Virtual Reality — виртуальная реальность, Augmented Reality — дополненная реальность — ред.), геймификация, формирование среды, стимулирующей к развитию. Данные новации — логическое продолжение общественного запроса.
Начиная со времени распада СССР, рассуждения на тему — зачем идти в институт, там не учат тому, что потребуется в жизни, лучше сразу работать — были характерны для большинства молодых людей. На данный момент подобных суждений существенно меньше. Молодёжь понимает, что учиться надо, что без навыков не возьмут на работу. Однако и сомнения в том, что система образования сможет им дать подобные навыки, ещё существуют. Отсюда массовый общественный запрос: обеспечьте нам образование, которое будет полезно при трудоустройстве и последующей работе.
Первыми на него отреагировали частные образовательные организации. Так, для отработки навыка физических манипуляций для инженеров и высококвалифицированных рабочих были созданы VR-решения, благодаря которым, сидя в кабинете, с высокой точностью можно эмулировать процесс покраски сложных деталей. Подобные разработки компания VRTechnologies представила на ММИФ ещё в 2019 году. AR-технологии позволяют повысить эффективность освоения естественно-научных дисциплин. В рамках московского образовательного проекта «Образовательные грани будущего» уже проводится бета-тестирование среды. Ученики с помощью инструментов дополненной реальности изучают ряд физических и химических процессов. Приведённые примеры иллюстрируют ответ на чёткий запрос общества — научите нас, чтобы мы поняли суть процессов и смогли это применять в работе.
Проектная учебная деятельность — возможность реализовать сразу несколько трендов: командная междисциплинарная работа учитывает почти каждый из них. По этой причине проект поддержки молодёжных проектов и инициатив Е-Технопарк позиционирует себя не как кружок по обучению проектной деятельности, а как образовательная экосистема, способствующая развитию учащихся. Это особенно актуально с учётом процесса непрерывного обучения. Имеются в виду не разовые повышения квалификации, а формирование системы, в которой человек постоянно получает знания и отрабатывает навыки. В этом ключе принципиальный момент — наличие команды единомышленников, с которыми вы вместе решаете задачи. Если коротко, то в таких условиях сложнее лениться. Сейчас часто говорят про возращение воспитательной функции в систему образования. Проектные коллективы и есть те самые саморегулирующиеся ячейки, объединённые позитивными образовательными или прикладными бизнес-задачами. Теперь надо не останавливаться на достигнутом и масштабировать опыт Е-Технопарк на другие регионы.
Государственные учебные заведения также включаются в определённые тренды: школы Москвы вводят проектную деятельность как обязательный предмет, вузы создают совместные образовательные программы с частными компаниями. Мы находимся на начальном пути развития образовательного сектора, отвечающего требованиям экономики и общества. Плотная интеграция частных инициатив, общественного сектора и государственных учебных заведений позволит ускорить этот процесс и сформирует в России современную и эффективную систему образования.
Фото Светослава Зверева