Красная капелла
Share
В преддверии Дня памяти и скорби мы встретились с народным артистом России Андреем Ильным, сыгравшим главную роль в сериале «Красная капелла» о легендарном Леопольде Треппере и созданной им в Европе советской разведсети.
— Андрей Епифанович, как проходили съёмки сериала?
— Прежде всего, хочу поблагодарить за ваш вопрос, потому что эта роль значима, и мне лично очень дорога. Картина об уникальном человеке, профессионале Леопольде Треппере — этап моей жизни длиною в пять месяцев. График был настолько плотный, что пришлось отказаться от спектаклей и антреприз. Работали на прекрасной натуре и в превосходных декорациях. Съёмки проходили и в Берлине, и в Париже, но в основном в Риге.
Расскажу об одной занимательной истории, произошедшей в Париже. Снимали эпизод на мосту Александра Третьего. Проезжавший на велосипеде пожилой человек спросил по-русски, что здесь происходит. Когда узнал, что снимается фильм про «Красную капеллу», поинтересовался, кто играет Жана Жильбера (имя Треппера во французском паспорте). Ему указали на вашего покорного слугу. Он подошёл, посмотрел внимательно, прищурился и громко сказал: «Похож!», а затем сел на велосипед и уехал…
В Париже историей Сопротивления дорожат и хорошо её знают.
От нас требовалось серьёзное погружение в материал. Противоборство разведок — необычайно интересный пласт войны. История деятельности «Красной капеллы» и самого Треппера — «капельмейстера», как их назвали в гестапо, до сих пор изучается в профессиональных спецшколах. Предстояло сыграть личность, уникальную во всех отношениях.
— А что известно о вашем герое, как он выбрал свою стезю?
— Леопольд Треппер, польский еврей, родился в 1904 году. В Москве окончил Университет Коминтерна. Спустя время его, блестяще владевшего несколькими иностранными языками, заметили представители компетентных органов. Он прошёл специальную подготовку и получил предложение стать советским резидентом. Леопольда направили в Европу, где впоследствии он создал совершенно уникальную организацию. Треппер имел полномочия самостоятельно подбирать людей для формируемой сети. Он привлёк коллег по работе в Палестине, Франции, Бельгии, Нидерландах.
О важности добываемых группой сведений говорит тот факт, что в июле 1940 года Трепперу присвоили звание генерала и назначили резидентом военной разведки в Западной Европе. В самом начале июня 1941 года Леопольд доложил в Москву — нападение на СССР намечено на 22 июня. Сталин, как мы знаем, отмахнулся от важной информации, медлил с принятием стратегических решений. Более того, именно группа Леопольда добыла массу других важных сведений — о планах блокады Ленинграда, точном времени и месте выброса парашютных десантов, потерях ВВС Германии, технических характеристиках нового истребителя «Мессершмитт», немецких внешнеполитических акциях, передвижениях фашистских войск и многом другом. В годы войны возглавлял самую разветвлённую и эффективную разведывательную сеть Советского Союза, охватившую всю Европу, включая гитлеровскую Германию.
Как я уже сказал, под именем Жана Жильбера Треппер действовал в Европе, стал самым успешным агентом всех времён и народов, успешно совмещая тайную деятельность с коммерцией. Получив первоначальный капитал от советских спецслужб, для дальнейшего финансирования своей агентуры Жильбер и его соратники открыли две крупные фирмы — «Симэкско» в Брюсселе и «Симэкс» в Париже. Эти компании сотрудничали с немецкой организацией Тодта, возводившей стратегические военные объекты для вермахта. Проще говоря, сама германская армия финансировала деятельность советской агентуры!
— Вживаться в роль такого уникума было сложно?
— От полного портретного сходства пришлось отказаться. Но интересовали не столько внешние данные Жана Жильбера, сколько его умение думать, потрясающая эрудиция, воля, выдержка, собранность; то, как он мог мгновенно принять верное решение в самой тяжёлой ситуации. Его внутренний мир спрятан глубоко, а я актёр эмоционального склада. Проявление чувств — всегда убедительно, очень ярко — проверенный штамп, в таком способе игры существовать легче. За всю картину можно насчитать два, максимум три эпизода, в которых эмоции Треппера пробивают броню профессионального хладнокровия, например, когда он узнаёт о смерти боевого товарища. И даже здесь нельзя дать волю чувствам: дрогнувшее лицо, навернувшиеся и тут же пропавшие слёзы — не более. Он сильный человек — духом, характером, умом, что мне импонирует.
Я старался соответствовать образу профессионала.
— У «Красной капеллы» есть яркий предшественник, культовый фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В советском кино не часто делались проекты такого масштаба. Сериал — шедевр, после первого показа прочно вошедший в нашу жизнь, ставший частью историко-культурного наследия. Удалось ли, на ваш взгляд, «Красной капелле» повторить его успех?
— К качеству, думаю, претензий нет. Оба сериала самодостаточны, достойны хороших оценок, что отметили кинокритики и зрители. Но у нашего проекта была сорвана премьера. К несчастью, фильм вышел в прокат в тяжелейшее время — никто не ожидал, что случится страшная трагедия в Беслане, и всё сразу отойдёт на второй-третий план. Руководство телеканала по этическим соображениям посчитало необходимым прервать премьерный показ…
Смотреть такие картины урывками — бессмысленное занятие. «Капелле» нужен внимательный зритель. Конечно, её показ не повторил оглушительного успеха «Мгновений». Да никто и не ставил такой цели. Хотя киноведы упорно советовали состарить плёнку, пустить хронику, включить какие-то узнаваемые документальные мотивы. Хорошо, что их советы не учли, иначе вышла бы жалкая пародия. В «Красной капелле» другие стиль и музыка, иные режиссёрские видение и подача. В конце концов, Ильин не Тихонов, мы абсолютно разные, и я не собирался играть Штирлица. Подражать пагубная — позиция. К тому же имею собственное представление как о французах, так и о разведчиках.
Понимаю, что наша работа — лишь один эпизод героической истории нашего народа. А сколько имён и подвигов защитников Отечества широко не известны… Нам необходимо сохранить память о них. Главное, удалось сделать сериал, резко выделяющийся из потока продукции, захлестнувшей экран и уже набившей оскомину. Надоели сплошные погони, кровь, перестрелки, хочется спокойного, умного кино, где люди размышляют, где внутреннее противостояние, борьба интеллектов. Уверен, зрителю нужно вернуть психологическое кино.
— Хочу попросить вас развить своё утверждение, что имеете представление о бойцах невидимого фронта.
— Из личного общения со многими профессионалами знаю, что они — особые, неординарные, невероятно интересные и разносторонние люди, настоящие интеллектуалы. Будто из другого теста — смелые, честные, патриоты Отечества. Заметил, что живо интересуются творчеством, культурой, искусством, историей, научными исследованиями.
Большая часть их повседневной деятельности сродни актёрской профессии — смена имиджа, внешности, привычек, походки…
Не так давно встречался с их руководством. Меня провели по музею, узнал много интересного о деятельности наших спецслужб, выдающихся разведчиках и их подвигах. Нам есть, чем гордиться! Не зря говорят, что они словно из стали. Каждая история, каждая операция уникальны по своей сути. Это сфера деятельности, где нельзя использовать клише. А жизнь, как известно, всегда вносит свои коррективы, создавая неожиданные ситуации. Умение предугадывать, вовремя реагировать отличает настоящего профи.
— Желаю вам новых проектов и интересных ролей!