LOADING

Type to search

Проблемы профессиональной ориентации молодёжи

Денис Прудник 30.06.2020
Share

Молодёжь всегда была и будет тем фундаментом страны, на котором строится её будущее. Для того, чтобы наша Родина становилась сильнее, необходимо активнее привлекать молодёжь к проектам, влияющим на развитие России. Старшему, более опытному, поколению куда проще сказать избитую фразу: «Молодёжь уже не та, вот в наше время…», чем действительно заниматься её воспитанием и передавать весь накопленный опыт.

 

Одной из проблем современной молодёжи является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация — в самом общем виде — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии, в которой можно реализовать как личные цели (достаток, реализация себя как личности в обществе), так и общегосударственные (инновационное развитие страны, укрепление позиций на мировой арене). За последние несколько десятилетий в этой области накопилось несколько важных проблем:

— отсутствие линейного взаимодействия «школа — ВУЗ — предприятие»;

— неучастие государственных и частных производственных компаний в процессе профессиональной ориентации;

— отсутствие целеполагания для «зажигания» молодёжи.

Первая проблема возникла из-за того, что во время всего обучения молодого человека есть несколько «провалов», где формируется распутье для определения своего профессионального будущего. Один из «провалов» появляется ещё на этапе «школа — ВУЗ»: в этот момент очень редко обучающийся выбирает ВУЗ, в котором действительно хочет учиться, а делает свой выбор по формальным признакам, а именно: баллы за ЕГЭ, предметы, которые проще сдать и т. п. Поэтому уже на этом этапе будущие работодатели, заинтересованные в квалифицированных кадрах, теряют потенциального работника.

На дне открытых дверей МАИ

Аналогичный «провал» существует и на этапе «ВУЗ — предприятие», поскольку учебное заведение и специальность выбирались по формальным признакам. Возможно наладить взаимодействие «школа — ВУЗ — предприятие» поможет начальное профессиональное ориентирование будущего абитуриента во время обучения в 9—10-х классах общеобразовательных учреждений. И такую профориентацию должны организовывать заинтересованные компании, вкладывая средства в будущее «кадровое здоровье» предприятия. Постоянно отслеживая изменения в своей сфере деятельности и на рынке труда, именно компании могут стать наиболее компетентными заказчиками молодых специалистов, заинтересованных в выборе будущей профессии.

Сейчас, к сожалению, очень мало компаний участвуют в профессиональной ориентации школьников старших классов и студентов. Одним из решений этой проблемы может стать привлечение некоммерческих организаций, которые часть процессов могут взять на себя. Некоммерческая организация в сфере популяризации космонавтики «Русское космическое общество», например, для профессиональной ориентации молодёжи запустила профориентационный портал «мыверимвкосмос.рф». Сейчас на сайте уже есть мастер-классы и курсы по космонавтике, которые может пройти любой желающий. Автору проекта, конечно, необходима поддержка заинтересованных предприятий для создания научно-популярных роликов и мастер-классов по конкретным профессиям — это поможет улучшить проект, насытив его актуальной информацией.

Более глобальная проблема профессиональной ориентации молодёжи относится, скорее, ко всей деятельности государства. Если говорить о космонавтике, то молодые люди просто не видят той цели, ради которой они могут связать жизнь с аэрокосмической отраслью, тогда как раньше, в эпоху великих отечественных космических достижений, многие были «заражены» космосом. Такая же ситуация складывается и в других отраслях.

Все указанные выше проблемы необходимо решать в широкой кооперации, к чему и призывает уважаемых читателей автор этой статьи!

Leave a Comment