LOADING

Type to search

Школьник-Незнайка открывает новый мир

Юрий Макеев 29.12.2020
Share

Как привлечь молодого человека к научному творчеству – вопрос, который всё чаще ставят перед собой педагоги и учёные.

 

Академик А. А. Ухтомский писал: «Нет субъекта без объекта, как нет объекта без субъекта». Если оттолкнуться от этого высказывания и предположить, что наука, как процесс познания мира и места человека в нём, — объект, то молодой человек, «школьник-Незнайка», это субъект. Следовательно, первоначально нужно понять, что формирует современного школьника, какими потребностями он руководствуется при получении знаний.

Обучение детей по новой методике

Мир нашего Незнайки, характеризуется чрезвычайной скоростью изменения реальности. До XX века шаг технологического развития был очень широк. От античности до средних веков, от раннего нового времени до первой технологической революции процесс изменений шёл очень медленно. XX век разогнал технологический прогресс до невиданных скоростей. К примеру, сегодня ещё работают люди, которые учились писать перьевыми ручками, а сейчас они используют технологии дополненной реальности и «Алису» с её способностью включать кофеварку на кухне, когда хозяин ещё в метро. Нет ни одного фактора, который указывает на то, что этот технологический скачок будет замедляться.

Нечеловекомерные скорости порождают невиданные массивы информации, которая постоянно обновляется и накрывает Незнайку с головой, не давая возможности вникнуть в её суть или верифицировать. Раньше кредит общественного доверия выдавался мнениям священников, учителей и учёных. Сейчас социологи отмечают появление новой страты, пользующейся таким доверием, – знакомые или рекомендованные спикеры. Если Незнайка сегодня решит узнать не факты, а процессы, то он скорее доверится знакомому блогеру, чем незнакомому академику.

Долгое обучение в школе и ряд других социальных факторов породили у Незнайки синдром отложенной реальности. Он постоянно слышит: «Ты сейчас учись, а потом…», но никакого «потом» нет — он живёт здесь и сейчас.

В школе

Как, понимая эти тренды, найти подход к нашему Незнайке и привлечь его к научному познанию? Достоевский писал: «Дайте школьнику карту звёздного неба, и на утро он вернёт вам её исправленную». Одна загрузка фактов и знаний не превратит нашего героя в деятеля науки. По этому пути уже прошёл Google и выдаёт фактов больше, чем все на свете. Создание сред, в которых ребёнок сможет общаться с успешными научными деятелями, верифицировать информацию, приобщаться к научным изысканиям, — возможно, это ключ к новым научным открытиям Незнайки?

Сегодня ближе всех к решению этой задачи подошли московские школы. В них реализуется проект «Академические (научно-технологические) классы». Образовательные программы в таких классах содержат элементы предпрофессионального образования, знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований. Развивая идеи академиков В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева в Российской академии наук делают следующий шаг и создают коллективы, где в одном интеллектуальном пространстве встречаются передовые учёные, студенты и школьники. Такая среда сформирует у ребёнка положительное отношение к науке, он сможет взять всё, что ему нужно, и откроет новый мир.

Следующая статья

Leave a Comment

Next Up